Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г. Оханска
Открытое занятие
«Поход Ермака»
Возраст -12 – 14 лет
7 класс
Автор:
Педагог библиотекарь
Е.Н.Болотова
Декабрь 2022 г
Поход Ермака
Цель:
Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление умения работать с лентой времени;
- Расширить кругозор учащихся через знания о походе Ермака;
- Формирование умения работать с исторической картой.
Воспитательные:
- Учить сравнивать собственные поступки с поступками исторических личностей на примере Ермака и его сподвижников;
- Способствовать формированию патриотических чувств учащихся
Коррекционные:
- Коррекция мышц мелкой моторики, развитие координации и точности движения пальцев рук через работу с картой и составление пазлов.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти, через формирование умения отвечать на вопросы и выполнять задания.
Предварительная работа:
Экскурсия в картинную галерею, знакомство с фотокопиями картин заслуженного художника России П.Шардакова серии «Поход Ермака».
Выучить стихи об Ермаке.
Словарная работа
Струги, стяги
Оборудование:
Электронная презентация «Ермак»;
Запись песни «Ревела буря, гром гремел…»;
Листы активности — 8 шт.
Пазлы «Памятники Ермаку» — 7 шт
Ход занятия
Организационный момент
(1 слайд) 9 декабря отмечался день героев России. Сегодня мы вспомним героев, живших более 400 лет назад.
(2 слайд Лента времени) Перед нами Лента времени. На ней мы видим отметки по векам. Последняя отметка — время, в которое живем мы. А живем мы с вами в каком веке? (В 21)
Чтобы нам попасть в 16 век нужно продвинуться по Ленте назад на сколько веков? (На 5), найдем на Ленте 1581 год. В этом году случилось важное для истории России событие.
Основная часть
(работа с картой — слайд)
Земли русские собрала под своей рукой Москва,
Но за «Камнем» — за Уралом, ханы царствуют пока.
Меж собой они враждуют, за ясак идет борьба,
И пока еще не чуют, что все ближе их судьба.
Посмотрим на карту России 16 века. На востоке земли российские заканчивались Уральскими горами. «За камнем», то есть за Уральским хребтом, простиралась огромная неизведанная территория Сибири, на которой располагалось Сибирское ханство. Здесь жили различные народы: и вогулы, и остяки. И все они подчинялись татарскому хану, который считал, что и земли уральские его вотчина. Сибирские татары постоянно переходили через уральские горы, совершали набеги: сжигали города, убивали или забирали людей в рабство.
(3 Слайд с картиной «Иван Грозный» П.Шардакова грамота Строгоновым)
Иван Грозный — правитель, царь российский. Он не просто правил, «радел» царь о своих подданых, о землях российских. Для укрепления восточной границы повелел царь отдать эти земли Строгоновым. И даже грамоту на владение земель выдал. Стал думать Строгонов, как защитить тех, кто жил на его землях. Понимал он, что своими силами ему не справиться с завоевателями.
(4 слайд картина П.Шардакова «Ермак со своей дружиной»)
Послал Строгонов гонцов на Дон, где жили свободные казаки. Пригласил их на Урал защищать земли русские.
Вытащил из тихой дремы ханов тех простой казак.
Звали казака Ерема, или попросту — Ермак.
Видно, так он звался в детстве. Возмужал, набрался сил,
И на Строгановых средства он ватагу сколотил.
Во все времена славилась Русь своими защитниками. Всегда находились люди, которые могли постоять за родную землю, защитить людей российских от нападок иноземных.
(5 — 6 Слайды с картинами: «Встреча в Чусовом», «На Чусовой», «Зимовка на реке Чусовой», «Переход по рекам в Сибирь»), (работа с картой)
Прибыли свободные казаки в Чусовой, радостно встретили их жители города. Пришли освободители! Появилась надежда, что не будет больше набегов, наступит спокойная жизнь.
(работа с картой) В поселке Орел Усольского района стоит памятный знак — частокол из мощных стволов уральской лиственницы и щит с надписью: «Отсюда в лето 1581 года, нагрузив ладьи оружием и припасами, прибрав себе дружину малую, пошел Ермак на покорение Сибири». Именно от этого берега начал свой легендарный поход в Сибирь самый знаменитый в наших краях казак атаман Ермак Тимофеевич. Отсюда побежали по Чусовой деревянные плоскодонные корабли — струги, потеси — вёсла ударили о воду, речной ветер надул паруса и расправил синие стяги.
Экспедицию снарядили хозяева уральских земель тех времен именитые люди Строгоновы. Путь казакам предстоял долгий и трудный — тысячи верст по рекам, горам и бездорожью до реки Иртыш
Отправились казаки в Сибирь. Сражаться с врагами на их территории. Трудно пришлось казакам по пути. Останавливались на зимовку, выбрав для этого гору — камень с пещерой, который назовут потом Ермак камнем.
Где можно было — плыли на стругах. Где не было рек — несли оружие и питание на руках. Даже пришлось бросить струги. И сейчас в дебрях уральских гор находят ермаковские корабли, хотя прошло более четырехсот лет. А когда перешли через Уральские горы — построили плоты и дальше плыли на них по сибирской реке Иртыш.
(7 слайд физкультминутка)
(8 слайд, картины «Главная битва в Сибири», «Голодная осада ермаковцев кучумцами в Кышлыке, столице Сибири»), (работа с картой).
Много лишений и невзгод перенесли казаки во время своего пути. Но еще страшнее было то, что увидели казаки около города Кышлык — столицы Сибиского ханства. Огромное войско хана Кучума— несколько тысяч воинов, ждало казаков недалеко от Кышлыка. Страшная битва между казаками и сибирскими татарами продолжалась целый день. И все это время хан Кучум наблюдал, как гибнут его храбрые непобедимые воины. А гибли они от пуль мушкетов и пушечных ядер. Не видели татарские воины огнестрельного оружия и от этого им было еще страшнее. Не встречали они и такого мужества от противника. Казаки бились за свободу русских, за земли русские.
Мудрым слыл хан Кучум. Решил он сохранить свою армию и повелел отойти из столицы и сдать город казакам. Решил он, что не выдержат ермаковцы осады, умрут от голода и болезней. Окружили его воины Кышлык, началась голодная осада. Но все выдержала дружина Ермака. И не только отогнали сибирских татар от города, но и начали активно осваивать земли Сибири. Помогли Ермаку и русские воины, которые отправили на помощь казакам царь русский.
Итог (читают дети)
Хан Кучум — Чингиза отпрыск — самый сильный из сибирских
(Он имел свободный допуск во дворцы татаров крымских)
Очень сильно взволновался: «Ведь улус Сибирский мой!»,
На казаков он собрался со своей ордой войной.
Но Ермак сказал: «Шалишь!». И разгромлена орда,
Русским стал Тобол, Иртыш с тех времен и навсегда.
Пусть погиб Ермак, но вскоре даже Тихий океан
На врагов России горе стал владеньем россиян!
М.Ломоносов
(Рассматриваем карту России 16 — 17 века — расширение территории России в 16 — 17 веке в Сибири))
Прошли года, столетья,
Но помнят лихолетья
Сибирь, и Дон, и Волга.
Героев помнят долго.
И славят в песнях, сказах,
Былинах и рассказах
Казачий род свободный.
Напев простой, народный!
Рефлексия
Задание 1. Заполнение листов активности (Найди правильный ответ), взаимопроверка ответов.
(1-б); 2 — а); 3 — а); 4 — б); 5 — а) б); 6 — в).
Задание 2. «Памятники Ермаку в разных городах» — собери пазлы и назови место расположения памятника Ермаку, в каком он городе, селе находится.
(Верхнечусовские городки; Этнографический парк истории реки Чусовой. Музей Ермака; г. Чусовой Пермский край; г. Иркутск Сибирь; «Ермак» Павел Шардаков; г. Великий Новгород, Памятник тысячелетию России; «Дружина Ермака» Павел Шардаков; г. Новочеркасск Ростовская область
Приложение 1
Лист активности:
1.Кто угрожал жителям предуралья?
а) хазары, б) сибирские татары, в) шведы.
- В какой уральский город прибыли казаки?
а) Чусовой, б) Пермь, в) Добрянка.
- С какой реки началось путешествие казаков в Сибирь?
а) Чусовая, б) Кама, в) Очер.
4 На какой сибирской реке произошла главная битва в Сибири?
а) Чусовая, б) Иртыш, в) Енисей.
- Отметьте, что помогло казакам победить в битве при Кышлыке:
а) смелость, б) огнестрельное оружие, в) трусость сибирских татар, г) место расположения битвы.
- Отметьте, почему россияне считают Ермака и его дружину народными героями:
а) они показали свою смелость; б) они присоединили земли к российскому государству; в) они освободили народ от завоевателей,
г) они были русскими людьми.