Формы и методы патриотического воспитания в школьном музее | Старина Оханская
Старина Оханская

Формы и методы патриотического воспитания в школьном музее

Формы и методы патриотического воспитания в школьном музее

Деятельность школьного музея при Центре детского творчества, направленная на воспитание патриотизма у учащихся школ района.

Рассмотрены формы деятельности: экскурсии, музейные уроки, районный Фестиваль Краеведческих Занятий, создание печатной продукции, виртуальный музей.

В наше время актуальность патриотического воспитания никем не оспаривается и формирование устойчивых гражданских свойств личности ребенка является первоочередным. Политические конфликты, опирающиеся на искажение исторических материалов и на информационные войны еще раз доказали необходимость воспитания патриотов, и, прежде всего, воспитания на достоверных исторических фактах.

В такой ситуации трудно недооценить роль музеев в воспитании патриотизма.

Одной из важнейших задач, реализуемой музейной педагогикой  является воспитание чувство патриотизма – такого «социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

В Центре детского творчества города Оханск школьный музей «Старина Оханская» появился в 2006 году, паспортизирован в 2008 году. При музее организован детский актив, в составе которого учащиеся разных классов – от 1 до 9. Основная функция актива – собирание и хранение экспонатов, исследовательская деятельность, но большая часть времени посвящается организации и проведению различных мероприятий.

В своей деятельности педагог – организатор музея использует игровые технологии, а также технологии коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Воспитательный эффект краеведческой деятельности можно проследить на примере мероприятий, проводимых в школьном музее «Старина Оханская».

Экскурсионная деятельность

Регулярно проводятся экскурсии по экспозициям музея, которые посещают учащиеся всего района. В музее созданы следующие экспозиции: «Пионерия Прикамья», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Объединение «Резьба по дереву»», «Объединение «Флористика»», «Народное творчество», «Русская изба». Оформлены постоянные выставки: «Настольные лампы», «Фотоаппараты», «Часы», «Счетная техника», коллекции значков: «Олимпиада – 80», «Города СССР», «Пермский и Оханский край».

Проводят экскурсии по музею педагог – организатор и старшие дети актива.

Так, экскурсию-игру «Русская изба» проводят девочки 9 класса. Они не просто рассказывают о быте, не только задают загадки о музейных предметах. Они так же проводят подвижные народные игры «Заря – заряница», «Трынцы – брынцы, бубенцы».

Уже несколько лет проводятся экскурсии по городу: «Церкви Оханска» и «Сибирский тракт». Экскурсии были разработаны педагогом – организатором совместно с активом музея.

При подборке материала использовали не только исторические данные, но и литературные источники — стихи местных поэтов и писателей. В настоящее время готовятся экскурсоводы из новых членов музейного актива. Экскурсии проводятся как пешие, так и виртуальные при помощи электронных презентаций.

При проведении экскурсий используются следующие методы:

— включение в экскурсию элементов игры или двигательной разрядки;

— диалоги и вопросы – ответы для побуждения к детальному рассматриванию и наблюдению;

— использование убедительной и аргументированной информации для учащихся старших классов;

— побуждение извлекать знания из музейного источника.

Музейные уроки и Фестиваль Краеведческих Занятий.

Помимо экскурсий в музее проводятся музейные уроки по определенным темам. Например, урок «Раз в крещенский вечерок…» проходит с участием всех гостей.

Все участвуют в посиделках, гаданиях, всем предлагаются народные костюмы или их элементы – кушаки, платки, фуражки.

Широко используются не только театрализованные костюмы, но и музейные предметы. Музейные уроки проводятся по заявкам педагогов школ, темы обговариваются заранее.

Уже несколько лет музей проводит Фестиваль Краеведческих Занятий – ФКЗ. Темы разрабатываются заранее, время проведения доводится до всех образовательных учреждений района.

В 2013-2014 учебном году было проведено 13 занятий по темам: осенние и зимние народные праздники, Масленица, Пасха, Оханск – город древний, Оханский древний край, образование в Оханском уезде, народные приметы, итоговая игра «Счастливый случай».

Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества, работающие в краеведческом направлении, вместе со своими воспитанниками активно участвуют в проведении ФКЗ.

Например, во время мероприятия «Осенние праздники» дети объединения «Юные краеведы» села Беляевки (руководитель Каракулова Елизавета Алексеевна) исполняли частушки и величальную песню.

На каждом занятии проводится подведение итогов в форме заполнения листов активности по темам. Каждая тема разработана как для младших школьников, так и для старших.

Для малышей больше игровых и сказочных моментов. Старшим детям предлагаются различные способы исследований, самостоятельного добывания информации по теме. Наиболее активные участники ФКЗ отмечаются сертификатами.

Виртуальный музей «Старина Оханская»

Повышение мотивации школьников — одна из проблем краеведения. В нашем музее эта проблема решается, в том числе, и созданием виртуального музея. Актив музея начал работу по созданию сайта и его заполнением в апреле 2014 года. Сейчас наш сайт популярен, о чем говорит ежедневная посещаемость.

Адрес сайта- org.detichaik.ru «История, краеведение.Пермский край».

Перейти к содержимому :* Главная * Карта сайта * Краеведческий музей «Старина Оханская». * Новости культуры Оханского района * Педагогическая копилка * Форум * Мой блог.

В виртуальном музее «Старина Оханская» много страничек. Здесь можно найти материал и по истории Центра и о его сотрудниках, и по истории Оханского края, по знаменитым людям края и много другой интересной информации. Новости культурной жизни края и деятельности Центра детского творчества сопровождаются иллюстрациями и фотографиями.

Но самое главное, что создание сайта увеличивает желание школьников заниматься краеведением. Детям интересно запечатывать материалы фондов музея, фотографировать и описывать экспонаты. На сайте помещаются статьи детей о путешествиях, о проведении мероприятий и исследовательские работы.

Работа на компьютере детям знакома и привычна, сейчас они занимаются разработками буклетов. Уже готовы буклеты по темам: «Юбилейные события 2014 года», «Герои Советского союза – наши земляки», «Экскурсия Церкви Оханска», «Сибирский тракт на Оханской земле», «Список памятников истории Оханского края», «Образование в Оханском районе», «Творчество А.В.Ширинкина», «Картинная галерея имени П.Ф.Шардакова».

Клуб краеведов.

В этом учебном году на базе музея был создан клуб «Юный краевед». В состав клуба вошли дети со всех школ района. Совместно с руководителями школьных музеев, с педагогами дополнительного образования было организовано первое заседание клуба, на котором присутствовало более 35 учащихся.

Особенно активно поддержали идею создания клуба педагоги района: Казакова И.М., Шиндина В.М., Каракулова Е.А., Порошина Н.К., Хорошева Т.Э..

Дети обсудили «Устав клуба» и задание на год. Основная деятельность членов клуба в этом учебном году– реализация проекта «Военные дороги Оханцев». Учащиеся школ района проведут исследования в своих поселениях. Будут собраны материалы по участникам и труженикам тыла Отечественной войны. По собранной информации будет выпущена брошюра под таким же названием.

Вместе с реализацией проекта члены клуба будут участвовать в восстановлении школьных музеев и краеведческих комнат. Регулярно будет проходить обучение школьников, они научатся проводить исследования и оформлять результаты своей деятельности. Клуб «Юный краевед» создан для того, чтобы можно было охватить краеведческой работой как можно больше учащихся района.

Основное в деятельности музейного педагога – это организовать мероприятия так, чтобы учащимся было интересно, чтобы они чувствовали себя успешными и нужными для окружающих. Для этого и музейные уроки, и большие мероприятия должны проводиться по правильно режиссированным сценариям с учетом и индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. При подготовке мероприятий ФКЗ члены актива репетируют свои слова. По окончанию дают оценку своему выступлению и выступлению других

Музейный педагог должен уметь создавать условия для выработки позиции созидания у учащихся. Необходимо, чтобы дети занимали позицию не стороннего наблюдателя, а исследователя с чувством ответственности не только в отношении прошлого, но и настоящего и будущего.

Юные патриоты знакомятся с вещевыми, документальными и изобразительными объектами наследия, встречаются с участниками и очевидцами событий, они осознают связь истории Малой Родины и истории России. Деятельность нашего музея совместно с деятельностью педагогов – краеведов воспитывает у учащихся уважение к памяти предков, они начинают бережнее относиться к наследию старших поколений, а это и есть любовь к Малой Родине и к своему Отечеству.

Автор: Е.Н.Болотова, педагог – организатор МБОУ ДОД «ЦДТ».

Выступление на краевой конференции «Патриотизм 21 век» в номинации «Роль музеев в патриотическом воспитании». Конференция проходила 25-26 ноября в городе Пермь. .

 

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!