Старина Оханская

День памяти художника-2016

Комплексный художественно-краеведческий музей им. П.Ф. Шардакова — структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»

День памяти художника-2016

Мероприятие, посвященное Памяти заслуженного художника России – Павла Федоровича Шардакова

2016 г.

г.Оханск Пермский край

xudozhnik

Праздник начался с выступления хора Русской песни Культурно — Досугового Центра города Оханска, под руководством Геннадия Бояршинова прозвучали песни: «Мой Оханск» и «Бегут года».

Нельзя сказать точно, когда конкретно зародилась профессия художник, но изобразительное искусство появилось сразу с появлением человека. Федор Михайлович Достоевский сказал: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего его, неразлучна с человеком».

lena

Сегодня, мы собрались здесь уже в 4 раз, чтобы вспомнить нашего земляка, прекрасного художника Павла Фёдоровича Шардакова. Среди почетных гостей мероприятия присутствуют: вдова художника – Светлана Сергеевна, племянница – Наталья Спартаковна, Председатель Союза художников Пермского края – Исмагилов Равиль Борилович, земляки и знакомые Павла Федоровича и представители средств массовой информации.

 

Перед присутствующими выступает заместитель главы администрации Оханского муниципального района Винокурова Елена Викторовна, прозвучали слова о значимости мероприятия в культурной жизни района.

plemyannica-s-shardakovoj-i-vinokurovoj

Настоящий художник вкладывает в свой труд очарование, впечатление. И вот такая «живая душа», глубина чувств, отличает нашего краеведа и писателя, Ширинкина Александра Викторовича, человека, который активно помогал создавать картинную галерею.

Выступают дуэт ученик-преподаватель: Савелий Боронников и Римма Петровна Ширинкина «Эстонская полька» (Детская школа искусств г.Оханск).

Словно волшебнику радужной сказки, 
Бог дал Художнику кисти и краски, 
Чудо – палитру, мольберт и холстину, 
Чтоб сотворил он такую картину, 
Где будут горы, восход и закаты, 
Синее море и злые пираты, 
Желтый песок, белоснежные льдины… 
Все, что в душе, все на этой картине. 

Павел Федорович наш земляк. Он родился в деревне Копылы. И его душа, наверное, до сих пор находится в прекрасной деревушке, которая дала ему вдохновение и талант будущего художника. Сегодня в зале присутствует его землячка, Елена Ивановна Долгих – корреспондент информационного интернет-портала о культуре в России и за рубежом, а также редактор книги «Жизнь» о деревне Копылы. Елена Ивановна Долгих вместе с ее дедушкой и автором книги – Виталием Ивановичем Долгих рассказывали о создании и содержании этого интересного печатного труда. Виталий Иванович постоянно бывает на Дне Памяти Художника и радует интересными рассказами и о жизни родной деревни и о ее жителях, в том числе и о Павле Шардакове. На его воспоминаниях и основывается эта книга.

Один экземпляр книги «Жизнь» был подарен Светлане Сергеевне Шардаковой, второй – картинной галерее (любой посетитель галереи может познакомиться с этим интересным изданием).

Без меня здесь ложатся туманы – стихотворение нашей землячки — Анастасии Яковлевны Казаковой.

Читают стихотворение Казымова Диана и Бельтюгова Елизавета (члены актива музея «Старина Оханская») под музыку вальса.

Заросли здесь все стежки-дорожки.

Только солнце все так же встает.

Да кукушка года отмеряет,

Хотя здесь уж никто не живет.

Как и раньше, придет сюда осень,

Заалеют рябинки в лесах.

Примнут травы холодные росы,

Журавли прокричат в небесах.

Встану я пред землей на колени,

Мои предки тебя сберегли-

На войну защищать уходили.

Ну а мы, вот, сберечь не смогли.

Заросли ивняком и крапивой

Огороды, покосы, поля.

Разъехались люди по свету,

Нет деревни, пустует земля.

Я стою на заброшенном поле,

И смотрю на родные места.

Как же здесь все и чуждо, и мило:

«Ты прости нас, родная земля!»

С начала основания галереи дети центра детского творчества, активисты музея «Старина Оханская», изучают творчество П.Ф. Шардакова.

Выступает Кристина Прудникова по теме «Заслуженный художник России Павел Шардаков, его близкие, друзья и земляки».

«Я член актива музея «Старина Оханская» Центра детского творчества – Прудникова Кристина. Меня давно интересовало творчество заслуженного художника России – Павла Федоровича Шардакова. Мои родные – дедушка и прадедушка — земляки художника, они жили в деревне Копылы.

Я решила проверить гипотезу:

«Есть ли на картинах Шардакова П.Ф. образы его земляков, друзей и близких?»

Родители Павла Шардакова играли очень важную роль в жизни и творчестве художника. Ведь вырастить настоящего художника было очень сложно, особенно в то время.

Отец художника Федор Ефимович погиб во время

Великой Отечественной войны, но он всегда мечтал о том, чтобы Павел стал художником.

Мама художника — Клавдия Тимофеевна воспитывала двоих детей одна. И как бы тяжело им не было, они всегда были дружной семьей.

Павел Шардаков выразил благодарность родителям в своих картинах. Их образы присутствуют на картинах «Мои истоки» (1999 год) и «На русской масленице» (1954 – 1997 года).

На картине «Мои истоки» мама Павла Шардакова слева с маленьким Павлом, а на фото (смотрите в приложениях) она сидит посередине. С правой стороны на фото изображена сестра Павла, а на картине она стоит первая. На фото сидят так же племянники Павла – Наталья и Анатолий.

Жена — Светлана Сергеевна — «темноволосая красавица, которую по признанию художника, хочется рисовать беспрестанно». Художник познакомился с ней, когда создавал картину «Молодежь на отдыхе» в Доме Культуры имени Свердлова г. Перми, поженились они в 1965 году. У художника множество портретов Светланы Сергеевны, изображал он ее и в сюжетных картинах.

Родные. У Павла Федоровича нет детей, но у него большая семья. У его мамы – два брата и сестра, один брат Александр Тимофеевич погиб во время Великой Отечественной войны. Большая родня у художника и со стороны папы.

Тетю Лизу, мамину сестру, он изображал в своих картинах «Женский разговор» и «Обеденный перерыв».

Земляки. На фото «Павел с друзьями» и картине художника «На русской масленице» изображены одни и те же люди, и на этой же картине изображены его родители и родственники. Можно назвать следующих людей, чьи образы присутствуют на картине: Светлана Сергеевна, Валька Шардаков, отец Виктора Бояршинова и сам Виктор, Володя Потанин, сам художник и его родители и многие другие.

Друзья Павла Шардакова влияли на его дальнейшую жизнь в большом мире искусства, и Павел тоже их изобразил в своих творениях, в том числе и на отдельных портретах.

О друзьях художника нам рассказал Долгих Виталий Иванович, бывший житель деревни Копылы, 1931 года рождения. Сведения верны, так как он советовался с бывшими копыловцами: Казымовой Галиной Алексеевной, Поповой Ниной Фёдоровной и Поповой Степанидой Яковлевной.

На фото «Павел с друзьями» слева от Павла Фёдоровича в кепке и клетчатой рубашке Пирожков Александр Михайлович, 1937 года рождения, уроженец деревни Копылы, механизатор. Работал трактористом в колхозе «Ленинский путь», потом уехал в город Актюбинск, Казахской ССР, там тоже работал по профессии, умер в 1965 году в возрасте 28 лет.

Над головой художника Потанин Борис Егорович, 1936 года рождения, родился в деревне Гляденово, в 2 км от Копылов, механизатор, работал в колхозе «Ленинский путь», затем уехал в город Пермь, трагически погиб во время рабочей смены.

Справа от художника на переднем плане Попов Владимир Иванович, 1939 года рождения, механизатор, всю жизнь работал в колхозе «Ленинский путь», умер в возрасте 60 лет, не успев получить свою первую пенсию.

На переднем плане справа Бояршинов Александр Фёдорович, 1935 года рождения, уроженец деревни Берёзовка в 2 км от Копылов, механизатор, кавалер трёх орденов (Октябрьской революции, Трудового Красного знамени и ордена Славы), умер в 2008 году. Александр Фёдорович Павлу Фёдоровичу является родственником. Когда художник бывал на родине, всегда останавливался у них, сохранилась переписка с женой Павла Фёдоровича Светланой. Последняя весточка жене Александра Фёдоровича Юлии Петровне была к Новому 2015 году.

Между Поповым В.И. и Бояршиновым А.Ф. видна только одна голова. Это Потанин Владимир Иванович, житель города Перми, 1941 года рождения, приезжал в Копылы в гости к дедушке и бабушке Потаниным Матвею Владимировичу и Татьяне Павловне. (Портрет «Володя Потанин»1959 г.) Трагически погиб на Украине в 90-годы.

Вверху в морской форме Бояршинов Виктор Фёдорович, 1937 года рождения, уроженец деревни Копылы (портрет «Витя Бояршинов»1969 г.). После окончания ремесленного училища в посёлке Павловский работал кузнецом в Перми на заводе. После службы на Балтийском флоте вернулся на родной завод, где и работал до выхода на пенсию.

Родные сёстры Виктора Бояршинова Ираида и Мария живут в городе Оханске. Павел Федорович часто останавливался в их доме в деревне Копылы.

Дядя Коля Попов, друг отца художника. Павел Федорович изобразил его на портрете «Дядя Коля Попов» 1956 год.

Матрена из деревни Копылы, на фото её дом, на картине «Сенокос» она на переднем плане.

Портрет «Дедушка Игоня» 1956 год. На нем изображен Колчанов Игнатий Данилович — первый председатель колхоза деревни Копылы.

В Перми живут его внучки – Татьяна, Людмила и Александра Ивановны, а его правнук – Костарев Алексей Михайлович не раз бывал в нашей галерее.

Совсем недавно у нас появились новые фотографии. На фотографии, сделанной примерно в 1969-1970 году, изображены: брат Светланы Сергеевны – Александр (умер в 1995 году) и его жена, Светлана Сергеевна и Павел Федорович.

Справа портрет Александра Сергеевича,1973 год, его привезли этим летом, работа Павла Шардакова.

Светлана Сергеевна на фоне портрета «В цветах золотой осени», созданного в 1984 году.

Портрет «Света в красном берете» и фотография «Я кормлю черепашку травкой», сделанная в 1970 году.

Гипотеза: «Есть ли на картинах Шардакова П.Ф. образы его земляков, друзей и близких?» подтвердилась. Павел Федорович постоянно поддерживал отношения с земляками, часто использовал их образы для своих картин. А его близкие и любимые люди присутствовали в картинах художника всю его жизнь.

Спасибо за оказанную помощь жителям деревни Копылы и особенно Долгих Виталию Ивановичу!»

В нашем зале присутствуют знакомые, земляки и родственники Павла Фёдоровича. И мы хотели бы услышать несколько памятных слов от вас.

Казымова Галина Алексеевна:

«Павел Федорович со Светланой Сергеевной часто останавливались в нашем доме уже тогда, когда деревни не было, а мы переехали в село Дуброво. С ними было очень интересно общаться. Всегда преклонялись перед талантом Павла Федоровича и удивлялись его простоте, умению общаться с окружающими.

Вспоминаю его приезд в деревню, еще тогда, когда он был молодым. Все его называли «Павлуша» и радовались его приезду».

 bayan

Выступление ансамбля «Родники» с композицией «Старый автомобиль» (Детская школа искусств г.Оханск)

В этом году исполняется 435 лет со дня похода Ермака в Сибирь. Павел Федорович интересовался этим историческим событием и самим Ермаком. В память о серии созданных нашим художником картин о Ермаке прозвучит стихотворение в исполнении Романа Мухина и Плешковой Юлианы

Прошли года, столетья,

Но помнят лихолетья

Сибирь, и Дон, и Волга.

Героев помнят долго.

И славят в песнях, сказах,

Былинах и рассказах

Казачий род свободный.

Напев простой, народный!

Выступает член актива музея «Старина Оханская» Шипицына Анна

«Художник и Ермак»

«Работа посвящена датам: 1 сентября 2016 года – 435 лет с начала похода Ермака в Сибирь,

2015 год — 430 лет со дня гибели Ермака.

Павел Федорович Шардаков говорил:

«Все начинается с детства…, все началось с народной песней «Ревела буря»… Звучала она в родительском застолье, часто слышал ее и в других местах. Эта песня магически притягивала, будила воображение, заставляла содрогаться, захватывала таинственным, суровым, первозданным богатырским образом своего героя, манила в неведомую даль, будоражила».

В 1951 году создан эскиз картины о Ермаке, совместно с друзьями – студентами. Он отдан в Свердловский краеведческий музей. И только через 35 лет смог художник реализовать свою мечту, появились картины «Поход Ермака».

В 1985 году Павел Федорович познакомился с тренером и краеведом Леонардом Дмитриевичем Постниковым — заслуженным работником культуры, лауреатом Строгановской премии, Почетным гражданином Чусового и Пермского края. Он создал уникальный музей под открытым небом, Чусовской этнографический парк, где единственная в мире уникальная экспозиция музея реки Чусовой и похода дружины Ермака. Кавалер ордена Красного Знамени.

Шардаков Павел Федорович рассказывал:

«Постников поведал мне, что в 60 км по реке Чусовой некогда был Сторожевой городок купцов Староженовых, и именно оттуда Ермак со своею дружиной двинулся на завоевание Сибири, я с Постниковым Л.Д. съездил на тот остров, где был городок. Походив и осмотрев остатки фундамента древнего городка, я почувствовал этого казака живым, увидел его лицо, взгляд, походку, как он движется, услышал его голос…и вдохновленный буквально выплеснул на полотно все то, что переполняло мое существо!

Это было в 1985 году 5-6 августа в день 400 – летия со дня гибели Ермака. Совпадение поразило меня, когда Леонард Дмитриевич сообщил мне об этой дате во время работы. На торжественном открытии портрета Ермака собрался народ. Когда сняли покрывало с портрета, воцарилась тишина. Затем раздались восхищенные возгласы: «Как похож!» Это была высшая похвала, какую мне приходилось слышать!

Успех воодушевил меня, и я не мог остановиться: «огонек» разгорелся в пламя».

В Нижнечусовских Городках издревле стоял памятник Ермаку — деревянная часовня. О ней местный старожил рассказывал: «На каждой стене снаружи висела доска-картина. На одной — люди и лодки, на другой — люди и кони, на двух других всё выветрилось. Находилась эта часовня на церковной площади, напротив школы… Часовню эту в 1936 году комсомольцы сломали. На дрова. В школе и сожгли. Говорили им мужики, что это памятник Ермаку. Подрались даже. А они: „Какой это памятник? Это часовня! Да ещё около школы!» Так и сломали…» В 1990 году по инициативе краеведа Натальи Никулиной на месте часовни была установлена памятная доска с надписью: «Здесь стоял Ермак, когда его благословляли в поход против сибирских ханов 1 сентября 1581 г.». Уже сложилась традиция каждый год проводить возле неё сельский праздник в день начала похода Ермака — 1 сентября.

Другая старинная часовня перевезена на базу «Огонек» в этнографический музейный комплекс в 1981 году. И позабывшая свое имя церковь превратилась в храм Ермака Тимофеевича. На табличке около музея вырезано: «Отсюда по реке Серебрянке Ермак — Повольский атаман Василий Тимофеевич — 4–5 сентября начал свой поход на Сибирь. 1581 г.».

База отдыха «Огонек» — место тренировок спортсменов – санников, участников и победителей Олимпиады 2014.

На базе «Огонек» Павел Федорович жил, когда создавал цикл картин «Поход Ермака».

Триптих «Поход Ермака» посвящен заслуженному работнику культуры России Леонарду Дмитриевичу Постникову.

«Патриот родного Уральского края страстный поборник народного наследия, человек с большим и горячим сердцем, он вдохновил меня на создание этого цикла» — говорил о Постникове Павел Федорович.

Ермак – грозовое облако, готовое пролиться на землю благодатным дождем. Друзья и сподвижники: атаман Иван Кольцов, сотник Брязга, есаул Туровер.

Лихой народ: Тимошка Пугач, Емелька Ястреб, Семен Грива, Петька Сокол. «…Роду безвестного, но душою великой», — сказал о Ермаке русский историк Карамзин.

И вправду, рода он был безвестного. До его появления у Строгановых мы о нём ничего не знаем. Черепановская летопись утверждает, что дед Ермака Афанасий Григорьевич Аленин был суздалец, пособник муромских разбойников, и умер в тюрьме. Сын Афанасия Григорьевича Тимофей, спасаясь от гнева властей, ушёл жить в дальние строгановские вотчины на реку Чусовую, а внук — Василий, будущий атаман, — водил строгановские струги по Каме и Волге. (Впрочем, может быть, Ермака звали и не Василий. Называют и другие имена — Ермолай, Герман, Ермил, Еремей и тому подобное.) Но по какой-то причине Василию Аленину пришлось круто переменить жизнь, бежать с Чусовой — и он становится атаманом волжских разбойников по прозвищу Ермак.

«Ермаком» назывался артельный котёл. По преданию, атаман приказывал после набега всё награбленное складывать в котёл, а потом делить на всех поровну — за это и получил такое прозвище. Там, на Волге, Ермак и сошёлся со своими будущими сподвижниками — казацкими атаманами Иваном Кольцо, Богданом Брязгой, Никитой Паном, Саввой Болдырем, Черкасом Александровым, Матвеем Мещеряком, Яковом Михайловым.

Естественно, что Чусовую владыка Сибирского ханства хан Кучум считал своей вотчиной, не признавая никаких Строгановых, и собирал дань с чусовских вогулов, а для защиты своего права на сбор дани постоянно отправлял своих военачальников в набеги на строгановские городки.

По легенде, 6 апреля 1579 года Строгановы отправили письмо пяти волжским атаманам, приглашая их с дружинами к себе на службу: «..людей с писанием и з дары многие послаша к ним, дабы шли к ним в вотчины их, в Чусовские городки и в острошки на спомогание им», — гласит строгановская история. Казакам тяжко приходилось под ударами царских стрельцов. И вскоре четыре атамана (кроме Ивана Кольцо) с ватагами пришли к Строгановым на Каму в Орёл-городок.

Главой Торгового дома Строгановых в то время был 23 — летний Максим Яковлевич (его дядя Семён Аникеевич был по делам в Москве). И молодой Строганов с Ермаком разработали беспримерный по отваге план покорения Сибири и придумали способ его осуществления — речную войну на стругах.

1 сентября 1580 года дружина Ермака на 40 (примерно) стругах вышла в поход из Орла-городка. В дружине были казаки, охочие люди, даже пленные рыцари — всего 300 (по другим источникам — 540, 800 или 900) человек. Максим Строганов щедро снабдил казаков пушками, пищалями, порохом, провиантом. Незадолго до начала похода Максим убедился в боеспособности Ермаковой дружины, когда дружина отбила новый набег сибирцев, возглавляемых мурзой Бегбелием.

Не строгановские деньги стали причиной похода Ермака в Сибирь, не жажда добычи и не страх перед царскими карами. Причиной стал гнев. Ведь весь XVI век татары жгли и рушили русские городки на Западном Урале. Один только город Чердынь, ни разу не сдавшись, выдержал десять осад. Этот гнев, эта память повели крошечную русскую дружину в океан сибирских лесов. Но русская духовная память — это и память о тех, кто ещё будет жить на этой земле. И она, эта память, заставила Ермака встать на берегу Иртыша накрепко и стоять до последней крови, до гибели. И Ермак, как носитель русской духовной памяти о будущем, самой судьбой был предопределён в легенду.

Камень Ермак символически изображён на полиптихе художника П. Шардакова, который находится в музее Ермака в Школе олимпийского резерва «Огонёк» в городе Чусовом. Без подготовки лезть в Ермакову пещеру нельзя — не раз туристы срывались и разбивались насмерть. В камне есть и вторая пещерка (Ермак-2) глубиной 5 м.

Весной 1582 года, оставив струги в Кокуй-городке, казаки перенесли грузы на ручей Журавлик, построили плоты и на них по Журавлику и по речке Баранче сплавились до реки Тагил. Там на Медведь-камне (15–17 км от современного города Нижний Тагил) казаки устроили плотбище. На плотбище они построили себе новые струги. Проплыв на стругах по Тагилу, они вышли в Туру.

Весной и летом 1582 года дружина Ермака прорывалась к сердцу Сибири — к кучумовой «столице» городу Искеру (Кашлыку или «городу Сибир»). На лесных берегах они приступами брали Епанчин городок, Чинги-Туру (Тюмень), Тарханный городок. Жестоко бились у Берёзового и Караульного яров. У Бабасанских юрт против Ермака выступил — и был разбит — главный военачальник Кучума, его племянник царевич Маметкул (Магомет- Кули). В конце лета казаки взяли Карачин-городок, и Ермак дал своим воинам передышку.

Только осенью в Искер пришёл отряд князя Семёна Болховского — и какой?.. Малочисленный, больной, без припасов, без пороха! Лишняя обуза, а не помощь. И Ермак опять успел послать в Москву новое «посольство» (теперь — атамана Черкаса Александрова), прежде чем татары вновь осадили Искер.

Вторая осада была куда тяжелее первой. В схватке у ворот погиб Богдан Брязга; обманом татары завлекли в ловушку и убили Никиту Пана. Умер князь Волховский. А затем татары выманили из крепости и убили Ивана Кольцо. В ярости казаки разметали татарский стан, зарубив главного советника Кучума — «думного татарина» Карачу (точнее, мурзу Кадыр- Алибека, а «карача» значит главный советник, визирь). Татары снова бежали.

Лето 1584 года прошло уже сравнительно мирно. Казаки доказали, что они непобедимы и Кучум не вернётся. Местные князья принесли Ермаку присягу и дали первый добровольный ясак.

Цикл картин «Поход Ермака» написан в традициях русской иконописной школы строгановского письма. Художник сам перетирал вручную на яичном желтке краски, наносил левкастный грунт на липовые доски по 8-10 слоев, просушивая и полируя каждый. Много раз переделывал каждый кусок полотна, представлял живыми персонажи картин, любил их, жил с ними, восхищался их мужеством и отвагой. Он хотел, чтобы зритель поверил в его героев так же, как и он, и полюбил их.

Жанр – легкий родной лубок, красная (красивая) летопись, суровая фреска и ярая живопись. Гордость поэта за наших богатырей. Гоголевская песнь последних страниц «Тараса Бульбы» — улетают «козаки» в небеса в последнем бою и Господь узнает и принимает каждого поименно.

Больше 400 лет прошло со времени похода Ермака, а значение этого похода не уменьшается. Поход Ермака увеличил размеры России в 4 раза, присоединил к России Сибирь, открыл русским дорогу в Азию вплоть до Тихого океана. Недаром Ломоносов говорил, что могущество России «Сибирью прирастать будет».

Но — мало того. Ермак стал выразителем народных надежд на справедливость, на щедрую и хлебородную землю, свободную от гнёта. Ермак дал народу пример высочайшего мужества, стойкости,

гражданственности. Он служил Отечеству, сумев подняться над своими личными интересами, над интересами своих казаков, когда не позволил им уйти с добычей на Русь, а заставил беречь завоёванную землю. Он сумел подняться над интересами своих нанимателей Строгановых, когда «поклонился Сибирью» не им, а царю. Поэтому Ермак стал фигурой более народной и легендарной, чем исторической и социальной. Безвестный, он вышел из легенды и, как в легенду, ушёл в воды Иртыша.

Ермак олицетворял собой мечты народа о справедливости, о счастье, олицетворял народное возмездие и народную вольницу — разбойников. Другие разбойники на Чусовой звались «ермачки».

На Чусовой история Ермака — сама по себе целая народная эпопея в преданиях и легендах. Известный пермский учёный, профессор Г. Н. Чагин отмечает: «С точки зрения исторической значимости наибольший интерес представляют предания, бытовавшие по р. Чусовой. Здесь проходил путь дружины Ермака в Сибирь, и поэтому население хранит в памяти не отдельные факты, как в других местах, а развёрнутые повествования из жизни Ермака. В этом районе экспедицией Уральского университета в 1959 г. было записано и в 1961 г. опубликовано 46 преданий о Ермаке».

А ведь в старину для чусовлян Ермак был не просто легендарным героем, а чуть ли не титаном, державшим «историческое небо». Он был фигурой все исторической, вневременной, поэтому в некоторых преданиях он даже не уходил в Сибирь, а жил и разбойничал на Чусовой, грабил пароходы.

Скульптура Ермака поставлена в ряд с другими скульптурами величайших деятелей русской истории на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В Гражданскую войну адмирал Колчак изъял хранившееся у омских казаков знамя Ермака, вышитое строгановскими златошвеями, чтобы под этим знаменем вступить в Москву.

Да, каждый волен относиться к Ермаку как ему угодно. Но нация в целом уже высказала своё отношение — «срезонировала» благодарностью. Так, в сказе Бажова «Ермаковы лебеди» Алёнушка Ребячья Радость говорит Василию Аленину: «Худому про тебя не поверю. Ясным ты мне к сердцу припал, ясным ты навек останешься».

Валентин Курбатов – Академик Академии российской словесности говорил о триптихе — об 11 картинах «Поход Ермака»: « И вот эту работу я смею называть великой, потому, что ее духовная мощь оказалась равна мощи художественной. Словно и сама душа художника всем опытом жизни, всей школой мастерства, готовилась к ней, чтобы выговориться ясно и полно. То, что копилось в душе Павла Федоровича десятилетиями: жажда исторического знания, блестящая школа рисунка и живописи, хорошая литературная традиция, — все воплотилось в этой работе. Ермак предстал перед нами как грозовое облако, как готовая пролиться в новой земле благодатная туча. Его друзья и сподвижники сошлись вместе, словно светлые полдневные облака, каждый со своим лицом и характером, со своей удалью и жадной молодостью».

«И весь Сибирский поход Ермака стал под кистью Шардакова горячей хроникой. В ней есть легкий родной лубок и красная летопись, суровая фреска и яркая живопись. Здесь присутствует все: от молодого летучего начала похода до «тайной вечерни», тяжкой думы перед погибелью».

Люблю тебя, мой отчий край родной,

Березок перелески не густые, 

Речушку, что бежит там под горой,

И журавлей, летящих вновь в Россию!

 

Люблю я все: и  реки, и поля,

И травы эти, и леса густые!

Ведь это ты, моя, моя Земля!

Кусочек дорогой моей России!

Выступает вокальный ансамбль «Незабудки» Евгений Шмаков «На уроке рисования» (Детская школа искусств).

В преддверии нашего мероприятия в районе был объявлен творческий конкурс «Люби и знай родной свой край!» на приз художника Павла Шардакова. Сегодня мы подводим итоги этого конкурса.

Творческий конкурс на приз заслуженного художника России П.Шардакова «Люби и знай, родной свой край!»

diplom

Номинация «Рисунок»

Приняли участие учащиеся Андреевской ООШ

(руководитель Азарова Ирина Степановна), Беляевской СОШ (руководитель Нефедова Галина Петровна), СОШ № 1 (руководитель Сапешко Лилия Владимировна), д\сад с. Острожка «Солнышко» (руководитель Ануфриева Елена Александровна), МБОУ Пономаревская ООШ (руководители Гилева Ольга Николаевна и. Ахметсафин Денис Алексеевич), МБОУ СОШ № 1 филиал начальная школа – детский сад (руководитель Куляшева Галина Ивановна), МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ» г.Оханск, МБОУ «Острожская СОШ» (руководительБурдина Марина Владимировна). Всего 147 работ.

1 место — Казакова Злата,11 лет, «Как жаль, что птички далеко…» (Беляевская СОШ).

2 место — Ганжа Роман, 15 лет, «Сердцу милый уголок!» (Беляевская СОШ).

3 место – Ширинкина Мария, 14 лет, «Конь в поле» (СОШ № 1 г.Оханск).

Отдельно рассматривались работы обучающихся Детской школы искусств г.Оханска – руководитель педагог Дьякова Ольга Сергеевна.

1 место — Кожевникова Анна, 11 лет, «Летний букет».

2 место — Ширинкина Александра, 13 лет, «Дары осени. Грибы».

3 место — Соловьева Полина, 13 лет, «Золотая осень».

По итогам конкурса издан альбом с фотографиями лучших работ. В него вошли 10 рисунков.

Номинация фотография

Приняли участие учащиеся образовательных учреждений района:

д\сады «Солнышко» и «Светлячок» с. Острожка,

МБОУ Дубровская СОШ, МБОУ «Детский сад «Родничок», МБОУ Пономаревская ООШ, МБОУ «Дубровская СОШ».Предоставлено 16 работ.

1 место – Шабурова Татьяна Васильевна, «Рассказ ветерана» (Дубровская СОШ).

2 место — Торсунов Михаил,8 лет, «9 мая в родном селе» (Дубровская СОШ).

3 место — Ахметсафин Святослав, 9 лет, «Кижский погост» (Пономаревская ООШ).

Выступление Филипповой Эвелины (Детская школа искусств) «Город, которого нет» (флейта).

Художник, так же, как поэт
Сюжет в себе переживает.
Он оставляет в душах след,
Хоть о последствиях не знает.

Ведь то, что писано душой
Храниться будет в душах вечно.
Как смерть не властна над строкой
Творец живёт пусть бесконечно.

Наше мероприятие закончилось. Мы говорим всем участникам и организаторам спасибо и ждём вас в нашей галерее.

Редакция Е.Н.Болотова – педагог-организатор МБОУ ДО «Центр детского творчества», руководитель музея «Старина Оханская»

Оставить комментарий