«Пермский звериный стиль» в творчестве Павла Федоровича Шардакова | Старина Оханская
Старина Оханская

«Пермский звериный стиль» в творчестве Павла Федоровича Шардакова

«Пермский звериный стиль» в творчестве Павла Федоровича Шардакова

образы Пермского звериного стиля

Предлагаем вашему вниманию статью о картинах заслуженного художника России Павла Федоровича Шардакова, написанных в стиле, который именуется Пермским звериным.

Прежде чем писать картины, Павел Федорович подробно изучил искусство этого старинного стиля, который появился задолго до нашей эры и исчез с появлением Перми Великой – древнерусского княжества. К изделиям Пермского звериного стиля относят небольшие – размером с ладонь, бронзовые или медные фибулы, подвески, бляшки, пронизки, застежки и прочие предметы, которые, скорее всего, можно назвать бижутерией.

Самая большая коллекция этих изделий находится в Санкт – Петербурге в Эрмитаже. Есть так же предметы, относящиеся к этому стилю в краеведческих музеях городов Чердыни и Перми. Несколько экземпляров выставлены в Финляндских краеведческих музеях. Специалисты утверждают о наличии около 300 таких предметов, но до сих пор не составлен каталог, где бы были описаны все изделия стиля.

Один из исследователей изделий Пермского звериного стиля– А.В.Шмидт писал так: «Наиболее оригинальной их чертой является странное комбинирование животных (и человеческих) фигур с отдельными элементами их тел, например, головами, глазами, крыльями и т.д. Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением».

Героями этих изделий являются звери, рыбы, пресмыкающиеся, люди, птицы, птицелюди, зверолюди, ящеры и необычные чудовища, которые перевоплощаются и переплетаются друг с другом.

Наболее популярных сюжетов стиля – три:

1.птица с распахнутыми крыльями и лицом человека на груди;

2. человеколось, стоящий на ящере;

3. медведь, принявший «жертвенную позу».

Это искусство можно назвать  древней «системой мира», которая нам почти не известна, а его образы таинственными и загадочными, и, к сожалению, не раскрытыми полностью.

Сущность данного искусства ученые склонны объяснять следующими конценциями:

1. Образы изделий относятся к тотемам разных родов, и во взаимоотношениях образов зашифрована история каждого рода.

2. Произведения иллюстрируют древние мифы.

3. Изделия стиля связаны с идеей переселения душ. Древние финно – угры считали, что человек имеет до пяти душ, и каждая живет или в человеке, или в животном или в рыбе. Если носитель умирает, то душа живет самостоятельно – или отправляется на небо, или уходит к предкам, или вселяется в зверя, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище.

4. «Магическая» подразумевает, что изделия могли быть амулетами, могли применяться как реальные жертвы, а могли просто усиливать впечатления от какого – либо обряда. Могли быть простой подсказкой для забывчивого шамана при выполнении им сложного обряда.

человекоптица

Человекоптица

медведь в жертвенной позе

Медведь в жертвенной позе

птица

птица

 

Символом звериного искусства и всей земли Пермской называют бляшку, названную «медведем в жертвенной позе». Это произведение было найдено на осыпях берега реки Чусовой около устья речки, впадающей в Чусовую – Кын. На этом месте находилось когда-то селище, где проживали древние пермяки.

Древний художник изобразил голову медведя, которая покоится на передних лапах. Известно, что это голова – священная выкладка, которую применяли во время приношения жертвы духам. Точно так же на лапах лежали отрубленные головы хозяев леса много лет назад. Люди ублажали духов, боясь их мести охотникам, они пели и танцевали перед ними, шаманы били в бубны и просили прощения у медведей, и даже кормили их медвежьим мясом. Этим они как бы возвращали жизнь в жизнь и изгоняли смерть.

Известные хозяева земли Пермской – Строгоновы были не только меценатами, они коллекционировали различные редкости. Благодаря этому, возможно, и сохранились многие предметы стиля. Строгоновы в письмах своим вотчинам давали указание заниматься сбором «любопытных и изящных предметов», которые находили крестьяне, работая на земле.

Сохранилось письмо датированное 1868 годом от графа Строгонова управляющему А.Е.Теплоухову: «…все находки в старинной Биармии могут быть очень важны для науки, поэтому, Александр Ефимович, я обращаюсь к Вам; не из-за одной прихоти, а от имени науки я прошу способствовать мне в отыскании археологических памятников означенной эпохи и радушно и щедро расплачиваться моими средствами».

Современные художники не раз обращали свое внимание на изделия Пермского звериного стиля. Изучал их и наш земляк – Павел Федорович Шардаков. Среди его картин есть сказочное существо, которое он назвал «Лесное чудище». Образ навеяли исследования ученых, изучающих этот древний стиль. Д.Н.Анучин, один из первых ученых, заинтересовавшихся этими изделиями, описывал представление как мифического зверя с крокодильей головой, рогами, вытянутым туловищем, покрытым чешуёй.

лесное чудище

Лесное чудище

Образ такого чудища есть и среди изделий звериного стиля.

А палеонтологи на Прикамских и Приуральских землях обнаружили останки, принадлежащие ящерам пермского периода и имеющих внешние признаки, соответствующие описаниям ученого. Чудище же Павла Федоровича больше похоже на сказочного доброго героя.

ПЕрмь Великая

Пермь великая

Если мы внимательно посмотрим на картину художника «Пермь Великая», то встретим уже знакомые нам изделия звериного стиля. Трехглавый человек и медведь в жертвенной позе – популярные образы древних художников. Но художник изобразил почти живые значительные фигуры, наполненные эмоциями. Сама картина давно стала визитной карточкой нашего Пермского края.

 

Золотая баба

Золотая баба

 

Своеобразно выглядят герои картин Павла Федоровича «Золотая баба» и «Веселая семейка». Легенда о золотой бабе – о прародительнице всего живого на Земле – известна многим краеведам, художник не просто перенес изображение на полотно, он оживил его и придал ему значимость.

 

Владыка мира

Владыка мира

Еще один из самых популярных сюжетов стиля – птица с распростертыми крыльями и человеческим лицом. На картине художника «Владыка мира» мы видим олицетворение силы и мудрости, она более полно раскрывает концепции Пермского звериного стиля, чем небольшие бляшки, сохранившиеся с древних времен.

Упырь или зловещая птица

Упырь или зловещая птица

А вот картины «Упырь или зловещая птица» и «Кама» уже не повторяют изображения, а просто написаны в этом стиле. Талант художника позволил ему создать свои изображения, которые можно смело отнести к Пермскому звериному стилю. «Упырь» на картине художника вовсе не страшен. Его хочется приласкать и успокоить, как какое-то домашнее животное.

А река Кама представлена матерью, красавицей, самобытной женщиной, которая в первую очередь является труженицей.

леший

Леший

Картины «Леший» и «Сусетко» (домовой) – можно так же отнести к этому стилю, хотя не существует таких образов в зверином стиле. Рассматривая эти картины, мы видим, насколько у художника развито воображение и свое видение мира, насколько своеобразны и необычны его герои. Посмотрите внимательно на них!

Разносторонний талант Павла Федоровича Шардакова помогает нам увидеть много интересного и загадочного в окружающем нас мире. Знакомьтесь с его картинами и границы вашего кругозора станут шире, а жизнь интересней.

веселая семейка

Весёлая семейка

идол

Идол

Сусетко

Сусетко

кама

кама

человек на ящере

Человек на ящере

Автор Болотова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!