Старина Оханская

История Беляевской церкви

История Беляевской церкви

Беляевская церковьСтоит посреди старинного села Беляевка красивое здание – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Как в старину собирается здесь почти все население села на праздники и богослужения. Частые гости в церкви и учащиеся школы. Руководитель объединения «Юный краевед» (Оханский Центр детского творчества) — Каракулова Елизавета Алексеевна вместе с детьми участвует в песнопениях, собирает информацию по истории села и, в том числе, истории церкви.

История сохранила сведения о первой Беляевской церкви.

Запись эта гласит: «Села Беляевского церковь деревянная кладбищенская во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по штату двухприходного. При ней священноцерковнослужителей на лицо: священник Захарий Иванов Макушин, диакон Александр Михайлов Калашников, дьячек Герофей Максимов Кобелев, двоеженец, пономарь Григорий Петров Калашников».

Эта кладбищенская церковь находилась в центре современного села. Жители улицы Советской с номерами домов от 25 до 56 по обеим сторонам находили во время строительства неглубоко в земле останки захоронений умерших.

В клировых ведомостях церквей 1-го Оханского благочиннического округа за 1884 год имеются следующие сведения: «Рождество Богородицкая церковь села Беляевского заложена 12 ибня 1824 года и построена иждивением князя Голицына С.М.Здания и колокольня каменные, крытые железом. Обнесена каменной оградой с железными решетками в 1882 году. Пределов два: во имя Богоявления Господня, освещен в 1835 году и холодный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен 5 марта 1874 года. При церкви имеется 4 дома с усадьбами: два священнических, дьяконский и псаломщический. Согласно данным 1864 года прихожан в Богородицкой церкви села Беляевское обоего пола состояло 4653 человека».

Строительство нашей церкви началось в 1824 году. Участвовали в этом деле все жители округи. Из Монастырки и Табор завозили камень для основания фундамента, в Заполье делали кирпичи изз местной глины. Каждое сельское общество выделяло определенное количество лошадей и людей для работы. А еще каждое хозяйство должно было сдать определенное количество куриных яиц. Белок яйца добавляли в раствор для кладки кирпича. Старики наблюдали за строительством здания, проверяли качество работы. Если кладка была неаккуратной, они заставляли мастеров переделывать.

Наконец, стены были возведены, установлен купол. Начались внутренние работы. Для росписи стен фресками пригласили специалиста. Основные деньги на строительства церкви внес князь Голицын, хозяин местных земель, родственник знаменитых Строгоновых, хотя сам он жил за границей. Часть денег собрали местные жители.

В 1836 году состоялось открытие церкви. Было два прихода и два священника. 12 сельских общин посещали службу в свой определенный день.

В округе проживало до 16 тысяч населения. Встал вопрос о строительстве новой церкви. В конце 19 века сделали пристрой к основному церковному зданию с царскими воротами. На звонницуповесили большой колокол, который доставили на пароходе по Каме.Народ вручную переправил его к церкви и закрепил на колокольне.

Церковь принимала огромное участие в образовании населения. 10 ноября 1888 года

Была открыта церковно- приходская школа. В учебном заведении было два учителя и 25 учеников: 23 мальчика и 2 девочки. Преподавались такие дисциплины как: чтение гражданской печати, чтение церковной печати, молитвы, святая история, арифметика, чистописание, закон Божий, краткий катехизис и церковнославянский язык.

Церковь имела довольно значительные земельные наделы, лес. В церковном лесничестве были строгие порядки: за одну украденную жердь могли посадить в кутузку на три дня. Священник имел на селе власть большую, чем сельский староста. Батюшке прислуживали: повар, конюх, прачка, уборщица. Местную воду не употребляли, а привозили из Гаревлян из источника. Считалось, что вода в нем содержит ионы серебра.

Из церковных служителей при храме находились два дьякона, которые пекли просвирки и староста. Жили батюшки в больших домах. Два дома до сих пор стоят по улице Советской за церковью.

Летом 1906 года в Беляевке возник большой пожар, в результате которого выгорела почти половина села. Об этом событии свидетельствует икона Спасителя, находящаяся в церкви и в наше время. На обратной стороне иконы церковным старостой П.Калашниковым сделана надпись: «Икона сия создана в память от избавления Беляевского храма от грозившей опасности в пожаре 23 июня 1906 года при церковном старосте П.Калашникове». Написана на напрестольной доске.

Церковь работала и во время революции 1917 года. Мероприятия проводили священники Иван и Лука. В Гражданскую войну встречали хлебом – солью части армии адмирала Колчака. Когда белые стреляли по селу из пушек, один из снарядов попал через окно в церковный подвал, но не взорвался. По мнению многих старожилов, снаряд находится там до сих пор.

В книге М.Голубых «Очерки глухой деревни» (это книга о нашей Беляевке времен 20-х – 30-х годов) сообщается, что почти в каждой окрестной деревне была своя часовенка, куда ходили молиться в престольные праздники. На крестьянских полях стояли многочисленные деревянные кресты, где тоже молились. Батюшка по фамилии Родосский ходит пить самогонку к председателю церковного совета. В свободное время читает книги духовного содержания и играет на фисгармонии.

В центре села на месте сгоревшей церкви и старого кладбища решением сельсовета хотели соорудить детскую площадку.

Во времена борьбы с религией церковь была закрыта, а со временем начала разрушаться. И только в начале 21 века церковь восстановили благодаря помощи меценатов и местного населения. Сейчас ведутся службы, проводятся праздничные мероприятия. Церковь работает как и более ста лет назад.

В работе использованы материалы:

* Дипломная работа по истории села Беляевка Жигулевой Л.Ю. – учителя истории МОУ Беляевская СОШ;

* Книга М.Голубых «Очерки глухой деревни» Государственное издание 1926 год;

* Архивная справка из Государственного областного учреждения «ГАПО».

Автор: Каракулова Е.А. 2009 год.

Старинные церкви Оханского района

Оставить комментарий