История подводного флота России
Из личных архивов Владимира Федоровича Слободчикова, старшины 1
статьи, призывника 1954 – 1958 года, командира отделения мотористов, отличника ВМФ, участника реконструкции и испытаний первой ракетной дизельной подводной лодки «Б-62» на Тихоокеанском флоте.
Начало подводного флота.
1724 год – подмосковный плотник Ефим Никонов построил «потаенное» судно – первую русскую Подводную лодку. После смерти судно поместили в сарай, подальше от «чужих глаз», где она и сгнила.
1776 год – Североамериканцы в войне с Англией строили одноместную подводную лодку «Черепаха» из досок и листов меди.
1620 год – началось подводное плавание с погружением подводной галеры голландца Карнелиуса Ван Дебреля – сын Марии Стюарт был ее первым командиром.
30.10.1696 г. – Петр 1 создал Флот России (парусный), тогда же появился Андреевский флаг для Российского флота.
В 1752 году императрица Елизавета Петровна издала Указ о создании Морского кадетского корпуса.
19 марта 1906 года царь Николай 11 издал Указ о выделении подводных лодок в отдельный вид ВМС России.
Первые подводные лодки России:
1. «Дельфин» — 1903 г.113\124 т, 300\120 лс, 10\5-6 узлов, 2 ТА, 243\28 миль.
2. «Белуга» — 1905 г., 122 т, 160\70 лс, 1ТА, 85/6 узлов, 500\30 миль.
3. «Касатка» — 1904 год, ТОФ, 140 т водоизмещение,
«Скат», «Налим», «Макрель».
Подводник № 1 Михаил Николаевич Беклемищев, командир первой подводной лодки «Дельфин», он же ее и строил, умер в 1936 году в Ленинграде на 78 году жизни.
Справка : В 1903 году у Франции было 34 подводных лодки, у Англии – 18, у США – 9, у Швеции – 7, у Италии – 2, у Германии и России – 0.
Но к концу Русско-Японской войны 1904-1905 года во Владивостоке было уже 10 подводных лодок и японцы побоялись идти на Владивосток.
1907 год – под командованием контр-адмирала Эдуарда Николаевича Шенсновича в г. Либава начиналось отечественное подводное плавание. Моряки шли на подводные лодки и несли в клетках мышей – для определения качества воздуха, ведь подводная лодка – замкнутое пространство.
В 1909 году было предусмотрено развитие подводных сил. К 1921 году предполагалось иметь 15 адмиралов, 881 офицера, свыше 10 тысяч кондукторов (сверхсрочников) и матросов.
С 1911 года после смерти Э.Н.Шенсовича, командующий подводным флотом – контрадмирал П.П.Левацкий. О нем высоко отзывался флотский прогрессист адмирал Н.О.Эссен.
1914 год 1-я Мировая война. Подводная лодка «Окунь», командир капитан 1 ранга В.А.Меркушев – один из дерзких подводников награжден Георгиевским оружием.
1915 – 1917 года – боевые действия на Черном море. Минный заградитель «Краб» (конструктор М.Налетов) ставил мины у пролива Босфор, закрыл выход германским кораблям «Гебен» и «Бреслау» в Черное море. 5 июля 1915 года корабль «Бреслау» подорвался на русских минах.
На Балтике минировали Финский залив. Только за 1915 год русские ПЛ потопили и захватили 16 германских транспортов. За 2 года войны потоплено более 105 тысяч тонн кораблей и транспортов.
30 апреля 1915 года ПЛ «Дракон» — командир лейтенант Н.Ильинский утопила крейсер, а второй крейсер бежал от 2-й торпеды.
1916 год – ПЛ «Волк» — командир старший лейтенант И.Мессер-остановили пассажирский пароход, людей на шлюпках отвезли на берег, а транспорт торпедировали. В тот же день утопили транспорт «Кальда» и пароход «Бианка». Это на Балтике. А на Черном море ПЛ «Тюлень» — старший лейтенант М.Китицин- 1.04.1916 г утопила турецкий пароход «Дубровник». Она же в конце мая у берегов Болгарии утопила 4 парусных шхуны и 1 взяла в плен в Севастополь.
ПЛ « Морж» захватила в плен турецкий бриг «Бельгузар» и привела в Севастополь.
Осенью ПЛ «Нарвал» атаковала военный пароход Турции водоизмещением 4 тысячи тонн, и он выбросился на берег.
По нескольким вражеских судов было и на счету ПЛ «Кашалот», «Нерпа».
Еще были ПЛ «Касатка» (1904 г), «Камбала», «Карась», «Карп» 1907 г., «Акула» )командир капитан 2 ранга Н.А.Гудим.
1917 год малотоннажная подводная лодка «Святой Георгий» под командованием старшего лейтенанта Ивана Ризнича завершила переход вокруг Европы и вышла в июне к г. Генуя, Гибралтар, Бискай, обогнув Скандинавию, пришли в Архангельск. Это было первое океанское плавание подводных лодок.
В СССР флот был заново создан в 1932-1933 годах, День Военно Морского Флота празднуется 28 июля, в 1996 году отмечалось 300 лет российскому флоту.
Создание флотов; Черноморский – 13 мая 1783 г., Северный – 1 июня 1933 г., Балтийский -18 мая 1703 г., Тихоокеанский – 21 мая 1731 г..
Порт Охотск – 270 лет в 2001 году.
Справка. 1941 год Флот Японии: 10авианосцев, 10 линкоров, 35 крейсеров, 111 эсминцев, 64 подводные лодки, множество малых кораблей, судов и морской авиации – 1500 самолетов.
Тихоокеанский флот СССР: 2 лидера, 12 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральников, 46 катерных тральщиков, 92 сторожевых катера, 150 торпедных катеров, 91 подводная лодка и до 500 самолетов.
Николай Доллежаль – создатель атомного реактора для подводных лодок. В 1957 году построена первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Работал с Королевым С.П. и Курчатовым. Умер на 102 году жизни – 21.11.2004 году. Дважды Герой Социалистического труда. По профессии – инженер – химик.
17.07.1962 год – 6 часов 40 минут по Московскому времени поднят флаг СССР на Северном полюсе. Доставлен флаг первой атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол», командир – капитан 1 ранга Лев Михайлович Жильцов (родился 2.02.1928 г.), до него был командиром Герой Советского Союза – капитан 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович. Главнокомандующим ВМФ был адмирал Сергей Георгиевич Горшков. Руководил походом контрадмирал А.Петелин.
26.06.2002 год В городе Северодвинске опущена на воду самая большая атомная подводная лодка «Акула» — длина 175 м, водоизмещение – 34 тысячи тонн, скорость 27,5 узлов, вооружение – 20 ракет.
Март 2005 год на северном флоте атомная подводная лодка «Пермь», бывшая «Б-292», построена в Ленинграде, спущена на воду – 30.04.2002 г. Была лучшей на Северном флоте. Экипаж 27 офицеров, 34 мичмана, 35 матросов и старшин. Командир капитан 1 ранга Евгений Кушнир.
Самая большая атомная подводная лодка в мире – «Акула».Проект № 941. Заложена в 1972 году на заводе «Северсталь».Экипаж 180 человек, водоизмещение 48тысяч тонн. 19 отсеков, 2 атомных реактора по 50 тысяч лошадиных сил, длина 173 м, ширина 25 м, скорость 50 км\час под водой. Корпус покрыт противошумной резиной.Имеет 2 аварийно-спасательные камеры, самоотделяющиеся от лодки для спасения экипажа в аварийных случаях. При всплытии может ломать лед до 2 м толщины. Вооружение: 20 ракет СС – 20 с разделяющимися на 10 частей головками. Имеет торпедные аппараты.
Из прессы и ТВ
«…В СССР к 1990 году было 286 подводных лодок. В начале марта 2000 года правительство выделило 80 миллионов рублей на ликвидацию 50 атомных подводных лодок. К 2001 году остались на ходу по 1 атомной подводной лодке на каждом флоте, то есть – 4 штуки…»
«…Гитлер потерял в Великой Отечественной войне 786 подводных лодок и 32 тысячи подводников…»
«…г.Владивосток. Подводная лодка «Варшавянка» — экипаж 67 человек. Безшумная, дизельная, так называемая «черная дыра», радары не берут, «охотник» за подводными лодками противника.Сейчас стоит у стенки, нет экипажа, только 17 человек. Весной хотят собрать с флота команду на выход в море…Сейчас на ТОФ 100 подводных лодок и только 20 на ходу…» — информация по ТВ – март 2001 года.
ТВ НТВ 29.09.2001 год – рассказ о тихоокеанском флоте, об атомной подводной лодке «Томск», проект 949, такая же, как лодка «Курск», командир 1 ранга Гришечкин Владимир.
4.12.2001 год « «Гепард» в стае «Акул» Как ответили нам в Главном штабе ВМФ, в начале декабря 200 года спущена на воду атомная подводная лодка (АПЛ) третьего поколения. Она станет тринадцатой субмариной класса «Акула» в российском ВМФ. Новый атомоход назван «Гепардом». По мнению специалистов, по некоторым параметрам он превосходит «Курск». У новинки выше скорость, на 100 м больше глубина погружения. Не уступая «Курску» в огневой мощи (на вооружении АПЛ класса «Акула» находятся и ядерные крылатые ракеты), «Гепард» вдвое меньше своего погибшего собрата, а экипаж 63 человека. На новой АПЛ установлена более безопасная и совершенная атомная энергетическая установка. «Гепард» — самая бесшумная многоцелевая атомная подводная лодка ВМФ».
( Дописано В.Ф.Слободчиковым: «Строили 10 лет. Конструктор Владимир Пялов. Командир Дмитрий Косолапов. Имеет систему спасения экипажа. Проект 971, 43 по счету.28 крылатых ракет.Скорость 33 узла –глубина погружения — 600м. «Гепард – Л-335»).
ТВ – передача «Армейский магазин» — 30.10.2000 г.: « На октябрь 2000 года на ходу четыре атомных подводных лодок, а всего 12 + 10 дизельных + 37 надводных кораблей. С 1990 года флот сократился в 67 раз, снабжение сократилось в 25 раз.
ТВ – новости – 26.07.2005 год: « В Санкт 0 Петербурге перезахоронен последний царский адмирал – командующий флотом России – Иван Григорович – умер во Франции.
ТВ – НТВ, передача «Намедни»– 24.10.2002 год. Передача об атомной подводной лодке «К-19» , 2-й в СССР.
При спуске на воду в 1959 году не разбилась бутылка шампанского – плохая примета.
1961 год. В 400 км от берегов США в Северной Атлантике произошла неисправность реактора, погибло 5 человек.
Столкновение с подводной лодкой США, авария в 10 отсеках устранялась с 27.02.по 21.03. 1965 год.
1972 год – пожар – погибло 28 человек, следующий пожар в 1978 году.
1982 год – попала учебная торпеда, лодка чуть не потонула.
Лодку установили в 2003 году как памятник морякам – подводникам.
В передаче выступали члены экипажа: старший штурман Валентин Шабанов и командир части – Вадим Сергеев, а так же писатель капитан – лейтенант Александр Покровский – автор книг о подводных лодках «Тихий ход» и «Каюта».
18.10.2002 год – в Перми в кинотеатре «Кристалл» шел показ фильма, снятого в США о подводной лодке «К-19».В фильме много негатива. 3 пермяка служили на «К-19».На просмотре фильма присутствовал один из них, а так же вдова погибшего – Старкова Людмила. Зал их встретил стоя – многие плакали.
На этой лодке служил Лузин Василий Павлович из города Оханска, проживал ранее в д. Сычи Оханского района. Интервью с ним есть в областной газете «Звезда» и городской газете «Оханские перекрестки».
Гибель подводных лодок
12.03. 1968 г. дизельная ПЛ «К-129» ТОФ затонула у Гавайских островов, погибло 85 человек. В 1974 году США достали носовую часть лодки.
Летом 1969 года «С-80» поднята с 200 м в Баренцевом море.
1969 год у причала в г.Полярное взрыв в торпедном отсеке дизельной ПЛ, затонула.
12.04.1970 г. к – К 8 ПЛ затонула на третьи сутки после пожара в Бискайском проливе. Из 125 человек спаслись 43.
3.10.1986 год – атомная подводная лодка «К-219» -авария в шахте ракеты пожар длился 19 часов, 2 человека погибли. Началось затопление отсеков.Команда высадилась на другие корабли. Атомная подводная лодка затонула около Бермудов. Видимо, было столкновение с подводной лодкой США и сдвинута крышка шахты ракеты.Подводная лодка США делала ремонт в Японии, больше года не ходила.
7.04.1989 г. «К-279.Комсомолец» — Атомная ПЛ с ядерным оружием. 42 человека погибло, 27 спасено. Норвежское море.
12.08 2000 г. АПЛ «К-141 Курск», Баренцево море, весь экипаж – 117 человек и 1 гражданин погибли.
12-17 июня 2002 года достали фрагменты первого отсека и новой торпеды, которая явилась причиной взрыва и гибели лодки. Об этом заявил Илья Клебанов 18.06.2002 года. Работы прекращены.
1.07.2002 год – взрыв торпеды на Подводной лодке «КИТ».
Герои подводники
В годы Великой Отечественной войны 19 командиров подводных лодок стали Героями Советского Союза. 10 из них сражались на «Малютках» и «Эсках». А всего героев – подводников во время ВО войны было 29 человек.
И.Лунин, В.Стариков, И.Фисанович, М.Гаджиев, Г.Щедрин, И.Травкин, А.И.Маринеско, Е. Я.Осипов и другие.
Г.И.Щедрин – вице — адмирал, Герой Советского Союза.
Подводная лодка «С-56» с Тихого перешла на Северный флот в 1942 году. Полное водоизмещение лодки – 1050 тонн, длина 78 м, ширина 6,4 м, осадка – 4 т, скорость подводой – 10 узлов, над водой 21 узел. 100 мм пушка и 45 мм зенитка, 4 носовых торпеды и 2 кормовых.
6 раз экипаж награждался, присвоено звание Гвардейский и Краснознаменный. «С-56» установлена на пьедестале почета в городе Владивостоке.
Гвардейская Подводная лодка «М-171» — командир Герой Советского Союза – Стариков В.Г. Северный флот -29 боевых выходов, 16 транспортов и боевых кораблей потоплено, в том числе 2 подводные лодки противника.
Подводная лодка «М-171»: водоизмещение 206,5 т, длина 44,5 м, ширина 3,3, осадка -3 м, скорость хода над водой -13,2 узла, под водой -8,2 узла. 2 торпеды, пушка носовая 45 мм и 2 пулемета -7,62 мм, экипаж – 20 человек.
Краснознаменная подводная лодка «Лембит», Балтийский флот, Подводный минный заградитель. Был построен в 1937 году, в состав флота вошел в 1940 году. Первый командир – капитан – лейтенант ПолещукВ.А., в сентябре 1941 года – старший лейтенант А.М.Матиясеевич. На минах подорвались свыше 20 кораблей и судов, в том числе и подводная лодка «У – 479».
11 сентября 1942 года атаковал конвой из 8 кораблей и 4 сторожевиков. 2 транспорта были потоплены торпедами, но подводная лодка была обнаружена и получила повреждения АКК батарея, был пожар. Легли на грунт на глубину 36 м. Были раненые, не было света. Восстановили радиосвязь и все остальное и вернулись на базу. 6 марта 1945 года Подводную лодку и капитана 3 ранга Матиясеевича наградили орденом «Красного знамени».
Осипов Евгений Яковлевич-Герой Советского Союза, капитан 3 ранга, погиб весной 1943 года на подводной лодке «Щ – 406» Балтийского флота. С 13.06 1942 года подводная лодка утопила 8 транспортов, около 60 тысяч тонн. Награждена орденом «Красного знамени».
Фисанович Израиль Ильич – Северный флот – Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир подводной лодки «М – 172» С 18 августа 1941 года потоплено 13 кораблей и транспортов. В 1943 году был назначен на должность командира дивизиона подводных лодок. 19.04.1944 г. погиб при выполнении боевого задания. Одна из улиц города Полярный носит его имя.
Маринеско Александр Иванович ( года жизни – 1913 – 1960)– Герой Советского Союза( звание получил при президенте Ельцине в 1990 году), капитан 3 ранга, На Балтийском флоте с 1933 года. На подводной лодке «М – 96» потопил транспорт – 7 тысяч тонн — 14.08 1942 года. На подводной лодке «С – 13» — 9.10.1943 года, потопил транспорт -5 тысяч тонн. 31.1. 1945 года потопил лайнер «Вильгельм Густлов» 25 тысяч тонн, 7 тысяч немецких солдат, в том числе 3700 подводников, в этом же походе. Утопил транспорт «Генерал Штойберг» водоизмещением 14 660 тонн и 4 тысячи человек. Всего Моринеско утопил 4 корабля противника – 52 тысячи тонн. Высаживал десанты.
После войны 1946-1948 годах плавал помощником капитана на судах Ленинградского пароходства, затем в институте переливания крови, на заводе «Мезон». По той причине, что отец по национальности румын увольняли из армии в 1938 году, после воны перенес три суда. Сидел в тюрьме 2 года. Умер в бедности от болезней.
Моряки ставили ему памятник в городе Лиепае. Звезду Героя и Орден Ленина дочь отдала в музей города Ленинграда. Из передачи по центральному телевидению в 2001 году в марте: « В небольшом городке близ Лондона есть памятник А.И.Маринеско. Почитатели героя хотят поставить его памятник рядом с памятником адмиралу Нельсону в самом Лондоне. А у нас в Лиепае 2 раза ставили моряки ему памятник и его убирали вначале советская власть, а затем отколовшаяся Латвия».
Кузнецов Николай Герасимович – Герой Советского Союза (24.07. 1904 – 1974 гг)
В ВМФ с 1919 года. В 1939 – 1946 годах Нарком ВМФ в июне 1941 года дали звание контр – адмирала. Вначале войны привел все флоты в порядок и не потерял ни одной базы корабля самолета. Член ставки. Участвовал в Крымской и Берлинской конференциях руководителей 3 союзных держав. После войны на командных должностях в МФ. Первый заместитель министра обороны. В 1955 -1956 годах адмирал Флота СССР.
Всего за годы войны ВМФ потоплено около 1,5 тысячи кораблей и судов, высажено 100 десантов. Перевезено 117 млн т груза. В 1938 году с марта командующий ТОФ. Капитан 1 ранга. До этого был командиром крейсера «Червона Украина» на Черном море в 1934 г.Обошел все страны Срезиземного моря, был в Испании.
У него три сына: Виктор, Николай, Владимир, все учились в Нахимовском и Высшем военно-морском училищах. Из воспоминаний: был контр-адмиралом – 2 раза, вице – адмиралом – 3 раза, адмиралом -2 раза, и адмиралом флота – 2 раза. Звание адмирала флота вернули лишь в 1988 году, через 14 лет после смерти.
По инициативе Кузнецова Николая Герасимовича проходит празднование Дня Военно- Морского Флота с 28 июля 1939 года.
Головко Арсений Григорьевич – адмирал Флота (1944 г.), в ВМФ с 1925 года. В 40-46 года командовал Северным Флотом. В 1941 году дали звание контр-адмирала. Защищал Северные сообщения и коммуникации города Мурманск. После войны на командных должностях ВМФ.
Гаджиев Магомед Иматудинович – Герой Советского Союза, с 23. 10. 1942 года капитан 2 ранга. После училища минер в бригаде подводной лодки «Черная дельта». После Ленинградского училища направлен помощником командира подводной лодки на Черное море. С 1933 года командир подводной лодки на Тихоокеанском Флоте. Удостоен Ордена Ленина. Война застала Гаджиева на Северном флоте капитаном 2 ранга, командиром дивизии «К» бригады подводных лодок. 19 сентября 1941 года впервые в истории ВМФ применил против противника лодочное орудие и потопил транспорт, возвращаясь в порт, дал один холостой выстрел в знак победы. Этот салют стал традицией на Северном флоте.13.07.1942 год – последний бой на подводной лодке «К-23», после которого лодка вынуждена была всплыть. Гаджиев смело вступил в бой с тремя кораблями и все потопил. Но при возвращении домой лодка была обнаружена с самолета противника и все погибли.
Дивизион «Катюш» под командованием Годжиева утопил 27 кораблей противника, в том числе 10 при его личном участии. В конце 1942 года земляки – дагестанцы на свои деньги построили бронепоезд «Магомед Гаджиев», который сражался на Северном Кавказе. В Мурманске, Полярном и Усть – Каменогорске есть улица его имени, а на его Родине – гороле Махачкале установлен бюст Магомеда Гаджиева. В поселке Гаджиево Мурманской области ему воздвигнут монумент. Он занесен навечно в списки Подводных лодок, его именем назван корабль.
Колышкин Иван Александрович( 1902 – 1970 гг) – Герой Советского Союза, первый герой среди подводников. Во флоте с 1924 года, На фронте с июня 1941 года, командир 3 -го дивизиона подводных лодок Северного Флота. Лично потопил 2 транспорта – 11 тысяч тонн. После войны служил в ВМФ. Адмирал.
Специальные термины
Тельняшку начали носить в 1872 году при императоре Александре 11.
Лацбандт (клапан на брюках моряков) отменили в 2001 году, стали шить обычные ширинки.
Морские единицы измерения длины:
Узел – единица измерения скорости корабля. Соответствует одной морской миле.
Морская миля – равняется 1852 м равно 1 минуте дуги земного шара.
Кабельтов – равно 1\10 часть морской мили – равно 185, 2 метра.
Фут – 30,5 см
Ярд – 3 фута – 91,44 см
Дюйм – 2, 54 см
Сажень (морская) – 1830мм
Старинные меры длины:
Локоть – 52,5 см = 13 вершкам (от среднего пальца до локтя).
Вершок = 4,4 см(верхняя фаланга указательного пальца).
Аршин = 71 см = шагу человека = длина от среднего пальца до плеча.
Сажень = 3 аршина (71х3=213 см)
Меры объема (англ.)
Галлон = 4,546 литра
Стоун = 6,33 кг
Бушель = 36, 35 л
Баррель = 150 л
Российские старинные единицы:
Пуд = 40 фунтам( 1 фунт = 400 гр) = 16 кг
Центнер = 6 пудов = 100 кг
Четверть = 3 литрам
Цитаты о подводном флоте
Евгений Адамов – академик Мин атом 24.08.2000 г.: «На дне моря лежат 6 атомных подводных лодок – 2 США и 4 –России. Но данных о заражении моря пока нет. Реакторы надежно защищены».
ТВ – передача «Армейский магазин» — 30.10.2000 г.: « На октябрь 2000 года на ходу четыре атомных подводных лодок, а всего 12 + 10 дизельных + 37 надводных кораблей. С 1990 года флот сократился в 67 раз, снабжение сократилось в 25 раз».
Выступление В.Ф.Слободчикова на Дне ВМФ в июле 2008 года в городе Оханске у мемориала воинам победителям.
Отдавая почести морякам старшего поколения, павших в боях за Россию древнюю, за Россию 20 века, мы вспоминаем и недавние годы, когда из наших рядов внезапно ушли на покой в мирное время наши товарищи: старший матрос – сменный инженер ГКС – Пономарев В.И.. старшина 1 статьи – заместитель директора Саратовского ЛПХ – Попов С.В., капитан 3 ранга в отставке Геннадий Васильевич Давыдов.
Пусть земля будет им пухом. А старичкам, служившим при Кузнецове Н.Г., Жукове Георгии Константиновиче, при Малиновском, а их осталось мало – СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ и долгих лет жизни.
Фото из архива.