Ключи (продолжение) | Старина Оханская
Старина Оханская

Ключи (продолжение)

А без этих мелочей, может, не было б Ключей (продолжение главы1, глава 2)

Начнем с ключиков и родников

Сейчас мы преподнесем вам такой винегрет, что вы будете удивлены. Мы расскажем вам всякую всячину, из-за которой, на наш взгляд, жизнь во всех трех Ключах была бы неинтересной.

И начнем мы с речушек и родников, которыми питался Ошап-батюшка, без них он не был бы таким полноводным и чистым. Они питали его прозрачной и чистой водичкой.

В Ключах Вторых под горой текло два родника один другого краше. Для первого ключика сделали обруб из дерева, из него брали питьевую воду.

Второй родник был помощней и шире, его летом прогревало солнце, поэтому и вода в нем была теплее. В этом роднике женщины полоскали бельё, для этого мужчины соорудили колоду. Во время полоскания отверстие в ней закрывали, она быстро заполнялась водой.

В Первых Ключах был один родник, он тек с Одины, из Вторых Ключей, этот ключик был чистым и хрустальным. Вы еще не смотрели в Интернете фильм «Певец земли Оханской»? Нет? Вы многое потеряли. 40 минут я буду играть для вас на гармошке, читать свои вирши, петь песни, частушки, рассказывать о истории Оханского района.

Там вы увидите, что, встречаясь с родником, я приветствую его словами:

— Здравствуй, ключик, мой родной.

Здравствуй, ключик, дорогой!

Испив богатырской воды, и, прощаясь, я говорю ему:

— Спасибо, ключик, мой родной,

Спасибо, ключик дорогой!

Встречаясь утром с солнышком, я также трижды приветствую его словами:

— Здравствуй, солнышко, здравствуй наша жизнь!

— Солнышко, солнышко, будь добрым, солнышко, солнышко, будь хорошим!

Если так будут обращаться со светилом все жители планеты Земля, оно действительно будет добрым и приветливым.

Когда-то египтяне почитали Солнце за Бога.

И древние славяне поклонялись ему.

Мы снова немного отвлеклись, простите нас за это.

В Первых Ключах текла по логу ниточка воды, ее нельзя было назвать речкой, и вода в ней была уже не совсем чистая, ее использовали для полива огородов. Чтобы налить бидон, нужно было ждать минут десять. В знойное лето она пересыхала, в ложке пытались сделать прудик.

В соседней деревне Батаиха я прогуливался по берегу такой же речушки, она несла много песчинок, поэтому воду из нее нужно долго отстаивать, а потом, возможно, и фильтровать.

Между Первыми и Вторыми Ключами ниже их проходила какая-то канава. Кто, когда и зачем прокопал это ирригационное сооружение, нам неизвестно. Длина ее не менее 700 метров.

На севере Пермского края также есть рукотворное сооружение, прокопанное руками человека, этот прямой, как стрела, канал так и именуется Канава. Он соединяет притоки Камы и Печоры и тянется на расстояние свыше 100 верст. Говорят, что рыли этот канал еще по указу Екатерины II. В 30-е гг. прошлого века по Канаве ходили небольшие катера и баржи, снабжая многочисленные поселки лесозаготовителей и лагеря заключенных продуктами питания. В наше время по каналу с трудом пролазят на моторных лодках, используя мотопилы для срезания упавших деревьев.

Возможно, предки наши соорудили рукотворную канаву в Ключах, чтобы осушить болота, находившиеся на правобережье Ошапа. Но это лишь наше предположение.

В Ключах Третьих родник начинается практически в центре деревни возле дома Казакова Анатолия Николаевича. Во время новогодних праздников 2016г. Я добрался до этой деревни на своей «Шкоде», дорога до метелей была еще торной.

Я надеялся, что встречу Анатолия Казакова, но он те дни еще не приехал из Перми на дачу. Зато Жуков Иван Леонидович, житель Перми, осевший в Ключах уже на 30 лет, показал мне дорогу на ключик. Я дошел до него, поклонился роднику, поприветствовал его и попробовал чудодейственной воды.

Родник встретил меня красивым журчанием, он нес свою целительную воду в сторону Ошапа, до которого было метров 250. В деревне встретил еще одного дачника по имени Геннадий, он приехал сюда из Перми протопить русскую печь. Жена его является уроженкой этих мест, оказалось, что у них есть одна из моих книг. Я подарил Геннадию видеодиск еще с восемью книгами и шестью фильмами об Оханске. На сим и расстались.

Заканчивая повествование о родниках, хотелось бы коротко рассказать о ключевских рыбаках, кои снабжали свежей рыбкой жителей окрестных деревень.

У Ошапа у реки поселились рыбаки

Ошап-батюшка кормил рыбой всю округу, он до сих пор привлекает к себе любителей рыбной ловли и зимой, и летом. Я сам бывал на его берегах с удочкой, правда в 7-8 верстах выше по течению в районе Андреевки и на его притоке Полуденке за Старой деревней.

В 1974-77гг. я работал парторгом колхоза «Правда» и ловил хариусов с голавликами. А с участковым инспектором А.И. Бояршиновым мы вылавливали по ведерку литров на пять харюзков с помощью бредня. Только нас мучили постоянные зацепы, т.к. дно Ошапа усеяно топляками, ведь в 30-50-е гг. весной по реке сплавляли не одну сотню тысяч кубов древесины.

Житель Андреевки Ю.С. Чазов, киномеханик местного ДК, в 70-е гг. поймал на удочку в Ошапе хариуса весом почти 1 кг, он был опытным рыбаком и охотником.

Самыми прославленными рыбаками в Ключах были братья Пермяковы – Иван и Прокопий, а также их отец – Пермяков Дмитрий Александрович.

Последний облюбовал для рыбалки Каму-реку. Он ставил с берега верши и морды на веревках, проверяя их содержимое утром. Каждый день с его уловов можно было сварганить не одно ведро ушицы, сделать несколько жарёх.

Сыновья его любили рыбачить на Ошапе. Они иногда перекрывали эту речку специальными препятствиями – жердями, ветками хвойных деревьев. А ниже единственного прохода ставили морды, в них и попадала рыба: плотва, окуни, язята, щуки.

Особо удачными были весенние дни, после половодья Ошап оставлял на лугах заливы, куда заходило море рыбы, чтобы в теплой воде на мелководье отметать икру. Эти заливы братья Пермяковы также перекрывали, расставляя ловушки.

Бывали деньки, когда морду, битком забитую рыбой, с трудом вытаскивали на берег вдвоем. В морду или вершу рыбка заходила свободно, а оттуда уже выйти не могла.

Тогда это не считалось браконьерством, это сейчас рыбаки перегораживают заливы и реки китайскими сетями по 50-100 метров в длину, применяют отраву, электроудочки и даже взрывчатку.

А ребятишки рыбачили на Ошапе удочками, вместо лески тогда использовали обычные нитки, либо конский волос из хвоста лошадей.

Из подсобного материала: марли, ткани, делали подобие сачков, ставили их ниже перекатов и с шумом загоняли туда мелкую рыбешку – маришку. У нас в Осиновке, эту рыбу называли солдатиками, где-то органами. Водились в Ошапе и рыбы-бычки, которых народ прозвал позорным именем женского полового органа, в повествовании о Заонохово мы его назовем. И мне посчастливилось с моим другом из д. Замании Сашей Поповым в 1963г. Поймать несколько таких рыб, правда, как мне помнится, на женский середыш они не походили. К тому же в те времена мы еще не видывали этого органа, поэтому сравнивать рыбку было не с чем.

Вот и горы-косогоры и луга, да и лога

Местность вокруг трех Ключей была очень красивая, каждая деревня могла чем-нибудь похвастать.

Когда люди шли из Горбунов в сторону Сопляков (так называли Ключи Первые), то справа у последней деревни возвышался крутой угор, холм. На этой крутизне были вырыты углубления по 5-10 метров в длину, в них колхозники соорудили теплицы, где выращивали рассаду огурцов, помидоров, капусты.

В местном колхозе «Новый путь» была своя овощеводческая бригада. До каждого хозяйства в районе доводился план по выращиванию огурцов, помидоров, капусты, все это сдавалось государству. Некоторые колхозы умудрялись вывозить свою продукцию на рынок, получая денежку, но за это по головке не гладили. Председатель мог лишиться своего поста и даже сесть в тюрьму.

А крутой угор с холма зимой облюбовала детвора, парни и девчата постарше. С горы по насту они гоняли на лыжах и даже на санях и подсанках. Угор этот укатывали так, что в него с трудом поднимались пешком в валенках. А попробуйте-ка затащить на гору сани, в которые впрягали лошадей. Но лошадок для таких целей бригадир не давал, вот и приходилось молодежи самой впрягаться в сани.

Когда зима сковывала воду в Ошапе и Каме, сюда детвора приходила кататься на коньках, правда, и они в ту пору были самодельными. Две полоски металла закрепляли в дощечку, делали из кожи гуж, такие коньки притягивали к валенкам с помощью крепкого шнура, либо сыромятной кожи. Были так называемые коньки «снегурочки», спереди они закруглялись. Отталкиваться было удобнее коньками без таких «загогулин».

А в 50-60-е гг. у некоторых парней появились «Гаги» и «Норвеги», они уже походили на современные коньки, правда и их крепили к валенкам, коньки с ботинками в ту пору были редкостью, только в городе.

У логов вокруг Ключей также были свои имена.

Так, один из них назывался Верх Речки, очевидно, в верховьях речушки. Лог за Вторыми Ключами носил имя Степановка, он был назван так, очевидно, в честь какого-то Степана, второе его название – Степанов Лог.

Лог возле Бакланихи у Камы носил печальное имя – Тюрьма. Почему его так назвали, неизвестно. Возможно, в нем отлавливали каких-то тюремщиков. А их немало перевозилось по Каме в пароходах, в них оборудовали специальные камеры в трюмах. Но заключенные умудрялись совершать побеги и отсюда, добираясь до берега вплавь.

Пойма по берегу Камы именовалась Селища. А другое урочище над Горбунами называлось Поленишна. Было урочище в округе со странным названием Кучища. Все они остались в памяти Долгих Александры Егоровны, в девичестве Назаровой. Это сестра Назарова Владимира Егоровича.

Все бы пела, все бы пела, все бы веселилася…

Дальше эту частушку мы продолжать не будем, иначе нас обвинят в приверженности к сексу, а ведь его в СССР не было. Да, в те далекие времена даже в больших городах были единицы «голубых» и «розовых».

Я вспоминаю, как в начале 70-х гг. прошлого века нам, партийным работникам, оперативники из УВД рассказывали под секретом, что в Перми в нескольких театрах была выявлена группа гомосеков из 20 человек, каждому из них впаяли приличные сроки.

Говорят, что сейчас «голубые» есть и в Оханске, но мы не будем больше раскрывать эту тему. Пускай трахаются в попы, если им это нравится.

В ошапских деревнях такого не было никогда, хоть и обзывали их нехорошими словами. О причинах этого мы скоро расскажем, наберитесь терпения.

Мы же остановимся на том, как отдыхали жители Ключей, какие праздники они отмечали, кто их веселил.

Главными престольными праздниками в Ключах были Николин день (22 мая) и Воздвиженье (Вознесение Креста Господня – 22 сентября). В соседней деревне Селищная (Селишна) отмечали Троицу.

Николин день – праздник, названный в честь Николая Угодника, одного из главных святых РПЦ. У русского народа было два Николы: Никола вешний, с теплом, Никола – зимний – с морозом.

На Николу вешнего ребятня выезжала на ночную пастьбу лошадей. Мне помнится, что на лугах возле пасущихся лошадей мы разжигали костры, пекли в них картошку, прыгали через огонь. До утра не смыкая глаз, праздновали Николу.

В Санкт-Петербурге есть Морской собор в честь Николая Угодника. Николай Угодник на Руси – покровитель морей и полей, значит камских и ошапских вод. Архиепископ Мирликийский Николай Чудотворец служил в 4-м веке в Древней Ликии, умер в 343 году в г. Мирах. В 1087г. его прах перевезли в г. Бари (Италия), ему поклоняются сотни тысяч паломников.

На Воздвижение в старину воздвигал православный люд часовни да церковки малые, ставил кресты при дорогах, устанавливал кресты на новых храмах. В этот праздник проводились крестные ходы вокруг сел-деревень, ограждая их от нечистой силы круглый год. Молились в праздник и о болящих – страждущих.

В этот день византийская царица Елена обрела крест, на котором был распят Сын Божий. На святой Руси издревле говорили «На воздвижение первая барыня – капуста», с этого дня и начинали рубить капусту «Ни воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет», — гласила народная примета.

Праздник начинал ряд осенних веселых вечеринок, их называли «капустницы». Девушки, нарядившись в лучшие одежды ходили из дома в дом рубить капусту. Вечерки длились 2 недели. А парни в эти дни выбирали себе невест. Под Санкт-Петербургом в пос. Ленина есть монастырь в честь Елены и Константина, там собраны десятки артефактов, мощей святых.

На эти религиозные праздники люди собирались на лугах возле графского моста через Ошап – батюшку. Здесь все водили хороводы, пели песни, танцевали, работала выездная торговля. Пили тогда не так, как сейчас, не до потери пульса. Люди выпивали по 1-2 стопочки хорошей хлебной водки, либо по стаканчику бражки или настойки. Этого количества хватало на целый день или вечер.

Гармонисты с гармошками приходили со всех окрестных деревень, мы уже называли этих музыкантов из Заманий и Заонохово.

Заглядывали на веселье на ошапских берегах гармонисты из Беляевки, Казанки и даже из-за Камы. Хорошим гармонистом в д. Горбуны был Катаев Михаил (Миша Вафля).

Вот почему в соседних деревнях отмечали разные престольные праздники. По очереди в течение года можно было побывать в нескольких местах, это способствовало дружбе и связям населения.

Запомнился односельчанам гармонист из д. Горской – Казаков Михаил Яковлевич, он впоследствии переехал в Замании. Этот высокий и полный мужчина обморозил руки и играл на гармошке даже култышками пальцев. Его женой была Зоя Васильевна из д. Волки.

Хорошо играл на балалайке Пермяков Петр Дмитриевич, Петруха из Первых Ключей. Так для исполнения танца «кадриль» нужно было исполнить до десятка колен, т.е. разных мелодий.

В Горбунах славился игрой на струнном инструменте Катаев Михаил Васильевич.

Настала пора назвать тех девушек и женщин, которые были настоящими певуньями.

Это полненькие Казакова Лидия Павловна, Назарова Алевтина Яковлевна, они хорошо пели и плясали.

Не отставала от них в певческом искусстве Назарова Анастасия Федоровна, она и детей своих длинными, зимними вечерами во время домашних дел приучала к пению. Вот слова некоторых песен.

Раньше было время летнею порою,

Когда мы гуляли, Шуронька, с тобою

У церкви стояла карета,

В ней пышная свадьба была

По Муромской дорожке стояли три сосны,

Прощался со мной милый до будущей весны.

Во время работы на полях (сенокос, уборка урожая) запевали Казакова Анна Петровна и Казымова Васса Никитична.

Не имея никакого музыкального образования, они пели на 2-3 голоса, поражая специалистов из консерваторий и музыкальных училищ. Те ежегодно отправлялись в отдаленные деревни, собирая песенный фольклор, записывая голоса женщин на магнитофоны. А в наше время и на видеокамеры.

Раз – колхоз, два – колхоз…. Всех Чапай сгрузил в свой воз

Да, в конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого века практически в каждой деревне были созданы свои колхозы. Значит, каждая деревня имела своего председателя коллективного хозяйства, заместителя, счетовода. В больших деревнях и селах по несколько бригад и бригадиров. Так, на территории Казанского сельского совета насчитывалось 11 колхозов, перечислим их, только не сможем указать все центральные усадьбы.

  1. «Новый путь» (д. Ключи);

  2. «За высокий урожай» (д. Батаиха);

  3. «Красный партизан» (д. Замании);

  4. «Красный Урал» ( д. Волки);

  5. «Первое мая» (д. Горская);

  6. «Заветы Ильича» (д. Заонохово);

  7. Им. Чапаева (с. Казанка);

  8. Им. Ворошилова;

  9. « 14 лет Октября»;

  10. «Путь Ильича»;

  11. «Искра».

В соседнем Больше-Сосновском районе большевики рискнули и провели эксперимент, в 1929г. они создали колхоз-гигант «Революция». В него вошли 207 земельных обществ (это, по сути дела, свыше 200 деревень!), 8346 единоличников, 37590 едоков. Крестьян в Б.Сосновском районе оказалось мало, в колхоз – гигант загнали жителей двух сельсоветов Очерского и Оханского районов, от нас присоединили крестьян из Пономаревского и Дубровского сельских советов.

Колхоз «Революция» вскоре рухнул в небытие, им невозможно было управлять.

После середины 50-х годов коллективные хозяйства возле Ошапа – реки начали потихонечку объединять. Так Ключи, Батаиху, Горбуны, Волки и Рассошку объединили с Заманиями, но название колхоза оставили ключевское – «Новый путь». Председателем колхоза стал Медведев Григорий Степанович, уроженец д. Замании.

В начале 60-х гг. 20 века все многочисленные хозяйства были объединены в один колхоз им. Чапаева, с центральной усадьбой в с. Казанка. В 1965г. этот колхоз возглавил Арокин Андрей Николаевич, приехавший в Казанку из-за Камы (с. Рождественское).

Об этом человеке, других руководителях, о с. Казанка, окружающих ее деревнях мы расскажем в другой книге «А мы с Камушки – реки».

Так, Чапаев В.И., герой гражданской войны в Оренбуржье, объединил всех, загрузив маленькие колхозы в свой воз.

Последние жители Ключей

Первые и Вторые Ключи исчезли с карты Оханского района в 80-е гг. прошлого века. А вот Ключи III (Косокуны) существуют до сих пор, хотя местных жителей из числа дачников осталось 2 человека.

До последнего патрона в Первых Ключах бились Бояршинов Иван Михайлович с Клавдией Яковлевной, они переехали в Батаиху в 80-е гг.

Назаров Егор Григорьевич с Надеждой Савельевной переехали в Казанку еще в 70-е гг.

А вот их сын Владимир Егорович до ухода из жизни каждое лето по несколько раз приезжал на своем Газ-69 на берега Ошапа и никак не мог расстаться со своей родиной. Он собирал здесь ягоды и грибы, пил родниковую воду и вспоминал свою молодость. Может быть, он хотел возродить Ключи Первые, но сил для этого уже не было. Да и средств для создания фермерского хозяйства было недостаточно.

А вы не забыли, как толстяк Егор Гайдар и его вождь Е.Б.Н., разгромив десятки тысяч колхозов и совхозов, обещали, что фермер накормит Россию?

Сколько же фермеров осталось в нашем районе? Наверное, менее десятка. В 90-е гг. знавал я двух: Шаклеина из Чуркино и Павла Бессонова из Пономарей, их фермы сожгли со скотом завистники.

В небытие ушли колхозы им. Чапаева (Казанка), «Красный Урал» (Окуловка), «Прикамье» (Таборы), совхозы «Прикамский» (Половинка) и «Ягодный» (Оханск).

Вот и кушаем мы с вами кенгуру из Австралии, буйволятину из Индии, говядину из Аргентины и Бразилии, слава Богу, что ножки Буша не плывут к нам из-за океана. А в лихие 90-е США заваливали нас этой отравой, европейским спиртом «Роял», от которого россияне умирали, как мухи, Европа залила Россию-матушку. Чтобы пить без отвращения эту гадость, любители «Зеленого змия» разбавляли спирт «Амаретто». От этих «напитков» в нашей стране родились сотни тысяч шизиков, параноиков и дебилов.

Америкаши и европейцы потирали от удовольствия руки. И ныне россияне продолжают крепко пить, но уже свою отраву. Нации может прийти конец.

Остановитесь, безумцы!

Как мужики друг у друга яйца давили

Мы заинтриговали вас этим заголовком, не правда ли?

Действительно, было время, когда мужчины на берегах Ошапа давили яйца, только не свои, а куриные.

До войны в Ключах жили два брата – Егор и Николай свет Степановичи по фамилии Казаковы.

Николай Степанович был мужчиной среднего роста, плотным, имел брюшко.

У него спрашивали:

— Чё у тебя брюхо, как у Николы Баклавихского?

Тот отвечал, что брюшко у него нормальное.

Его брат – Егор Степанович Казаков жил в Сопляках (Ключи Первые), был мощным мужчиной, его кулак был больше двух кулаков среднего мужика.

Он взваливал себе на плечо шестиметровое бревно диаметром 20-25 см. и нёс его домой за несколько сот метров.

Сын последнего Павел Егорович Казаков, высокий и крепкий мужчина, похожий на отца, в войну вёл курсы механизаторов Окуловской МТС в помещении старой больницы в Оханске на ул. Куйбышева и удивлял молодых парней своей силой. Он играл двухпудовкой, словно мячиком.

У Егора Степановича Казакова в Соплянах было две жены: Анна и Ольга, женщины среднего роста, каждая краше другой. Он заходил в гости к женушкам, словно султан в песне, которую исполнял Юрий Никулин в фильме «Кавказская пленница».

А в Горбунах жил Иван Филиппович, худощавый мужчина, тоже не без юмора. Однажды встретились Иван Филиппович с Егором Степановичем, поклонились друг другу и обнялись рукопожатием. Рука Ивана исчезла в кулаке Егора.

Так они прошли несколько вёрст, держась друг за друга, пока не добрались до деревни. Отпустил Егор Степанович друга, поклонившись ему: — До свидания, Иван Филиппович.

Однажды ехал Иван Филиппович мимо Сопляков, в плетёнке у него в сене лежало несколько десятков куриных яиц, которые он повёз на продажу.

Прознал про это Егор Степанович и пригласил друга в гости. Заехал Иван Филиппович в ограду, привязал коня, зашёл в избу, выпили по стопке водки, стаканов по 10 чайку, пришла пора расставания.

Егор Степанович вышел на минутку по нужде, извинившись перед товарищем. Выйдя в ограду, он выдернул металлический курок из переда повозки и положил его на яйца, прикрыв сеном.

Иван Филиппович сел в плетёнку, дёрнул воложи и поехал, а Егор Степанович, сняв фуражку, поклонился ему, раскрыв ворота.

Передок с передними колёсами выдернулся, и Иван Филиппович упал на яйца, раздавив их до последнего, да и ещё синяк получил от курпа. Вернулся он домой без куриных яиц, зато свои были на месте.

Зять Ивана Филипповича работал в Оханском ОВД, он посоветовал тестю отомстить другу.

Через некоторое время собрался Егор Степанович торговать куриными яйцами в пос. Юго-Камский. Наложив яиц, загрузил их в две корзины и понёс на коромысле за 15 вёрст пешком.

Иван Филиппович прознал это, переправился через Каму вперёд друга и приготовил ему сюрприз. Он устроил своего рода партизанскую засаду: в лесу через тропинку положил шнур, а сам залёг в кусты.

Едва Егор Степанович поравнялся с этим местом, Иван натянул шнур, Егор, запнувшись, упал, и все яйца в его корзине превратились в гигантскую яишницу.

Иван Филиппович вышел из леса, поклонился другу и произнёс: — Здравствуй Егор Степанович!

Так они и расквитались друг с другом.

Однажды Егор Степанович Казаков с односельчанином зимой поехал в Оханск на лошадке, запряжённой в сани. Закончив дела в райцентре, выпили и поехали обратно.

У моста через Очер в районе д. Подскопино встретили обоз из пяти лошадок, ездоки, ехавшие в Оханск, уступать дорогу не стали.

Егор Степанович подошёл к первой лошади, подлез под неё, приподнял и опрокинул в снег, сломав оглобли.

Ошарашенные мужики загнали своих коней в снег и пропустили сопляковских мужиков – богатырей.

За этот «подвиг» Егора Степановича вызвали в Оханский ОВД, тут уже, видимо, зять Ивана Филипповича постарался. Посадили Егорушку в обязьянник, в клетку с прутьями, и начал его воспитывать.

Слушал, слушал Егор Степанович речь родственника друга, встал, подошёл к решётке, разогнул прутья и удалился восвояси.

Больше его милиция не беспокоила. Правда, пришлось заплатить за покошанную решётку.

Вот такие богатыри – юмористы жили в Сопляках и Горбунах.

Сейчас таких мужиков не отыскать и днём с огнём. Правда, встречаются и такие козлы, которые могут раздавить не куринные, а настоящие мужские яйца.

Эти были поведал нам Назаров Владимир Егорович.

Подобных историй из жизни ошапских деревень мы ждём и от вас. Пишите, звоните, делайте комментарии на сайтах Оханска через Интернет.

От таких историй книга наша будет интересней. Кстати, мы обязательно опубликуем на страницах книги наших стихи о деревнях на Ошапе, а также поместим частушки от Анатолия Степановича Казакова с картинками, а их он нам оставил на память более 60.

Жители Ключей, погибшие в годы Великой Отечественной

Мы уже упоминали, что в краеведческом музее с. Казанка нам предоставили скорбный список жителей Ключей, которые пали смертью храбрых на полях последней великой войны.

В списке этом были указаны лишь Ф.И.О., остальные сведения на пришлось брать из «Книг памяти» области и района.

1. Казаков Александр Иванович, 1923 г.р., призван в 1942 г., рядовой пропал без вести в марте 1942 г.

2. Казаков Василий Тимофеевич, данные в Книгах памяти нет.

3. Казаков Василий Васильевич, 1913 г.р., призван в 1941 г.. Рядовой 1196-го стр полка 359-й . Погиб в бою 3 декабря 1942 г. Похоронен в д. Нелюбино Ржевского района Калининской области

4. Казаков Григорий Федорович, 1911 г.р. Призван в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в марте 1942 г.

5. Казаков Леонид Яковлевич, 1908 г.р. Сержант 147-й стр . Погиб в бою в апреле 1944 г. Похоронен в с. Каменка Беляевского района Одесской области, Украина

6. Казаков Михаил Васильевич, 1904 г.р. Призван в 1941 г. Рядовой 48-го стр полка. Погиб в бою 5 сентября 1942 г. Похоронен в д. Вышегоры

7. Казаков Николай Тимофеевич, ст. сержант п/п 18939. Погиб в бою 7 августа 1944 г. Похоронен в с. Ощека Краковского воеводства, Польша,

8. Казаков Сергей Иванович. Призван в 1941 г. Рядовой. Пропал без вести в 1944 г.

9. Катаев Иван Егорович, 1968 г.р., д. Горбуны. Пропал без вести в декабре1941 г.

10. Назаров Иван Тимофеевич. 1902 г.р. Призван в 1941 г. ст. сержант, Командир орудия 379-й . Погиб в бою 24 августа 1942 г. Похоронен в д. Феворково (Горбово) района Калининской области.

11. Назаров Николай Алексеевич, 1926 г.р. Призван в 1943 г. , рядовой. Пропал без вести в апреле 1945 г.

12. Назаров Павел Иванович, 1907 г.р. Призван в 1942 г. Рядовой 89-го стр полка. Погиб в бою 24 января 1943 г. Похоронен в д. Городище Сталинградской области

13. Пермяков Максим Дмитриевич

14. Федотов Максим Васильевич, , 1905 г.р.. Призван в 1941 г.

15. Федотов Фёдор Александрович, д. , 1922 г.р.. Призван в 1941 г. Рядовой, умер от ран 2 мая 1944 г. Похоронен в г. Бежица Орловской области

16. Федотов Фёдор Алексеевич. Призван в 1941 г. Судьба не известна.

17. Шилов Дмитрий Иванович, Ошапская мельница, 1922 г.р. Призван в 1941 г. Рядовой 845-го артполка. Погиб в бою 17 декабря 1942 г. Похоронен в д. Берёзовка Воронежской области.

Жители Ключей, павшие смертью храбрых в войну

1. Казаков Александр Иванович, 1918 г.р. Призван в 1942 г., рядовой. Пропал без вести в марте 1942 г.

2. Казаков Александр Павлович, 1913 г.р. Призван Свердловским РВК г. Перми, рядовой. Пропал без вести в сентябре 1943 г.

3. Казаков Алексей Павлович, 1913 г.р. Призван в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в 1943 г.

4. Казаков Алексей Тимофеевич, 1911 г.р. Призван в 1941 г. Пропал без вести в сентябре 1941 г.

5. Казаков Василий Васильевич, 1913 г.р. Призван в 1941 г, рядовой 1196-го стр. полка 359-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 3декабря 1942 г. Похоронен в д. Нелюбино Ржевского района Калининской области.

6. Казаков Григорий Федорович, 1911 г.р. Призван в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в марте 1942 г.

7. Казаков Иван Иванович, 1903 г.р. Призван в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в январе 1943 г.

8. Казаков Леонид Яковлевич, 1908 г.р., сержант 147-й стр. дивизии. Погиб в бою 8 апреля 1944 г. Похоронен в с. Каменка Беляевского района Одесской области, Украина.

9. Казаков Михаил Васильевич, 1904 г.р. Призван в 1941 г., рядовой 48-го стр. полка. Погиб в бою 5 сентября 1942 г. Похоронен в д. Вышегоры Бельского района Смоленской области.

10. Казаков Николай Тимофеевич. Старший сержант полевой почты 18939. Погиб в бою 7 августа 1944 г. Похоронен в с. Оцека Краковского воеводства, Польша.

11. Казаков Сергей Иванович. Призван в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в 1944 г.

12. Катаев Иван Егорович, 1908 г.р., д. Горбуны. Пропал без вести в декабре 1941 г.

13. Назаров Иван Тимофеевич, 1902 г.р. Призван в 1941 г., ст. сержант, командир орудия 379-й стр. дивизии. Погиб в бою 24 августа 1942 г. Похоронен в д. Федорково (Горбово) Ржевского района Калининской области.

14. Назаров Николай Алексеевич, 1926 г.р. Призван в 1943 г., рядовой. Пропал без вести в апреле 1945 г.

15. Назаров Павел Иванович, 1907 г.р. Призван в 1942 г., рядовой 89-го стр. полка. Погиб в бою 24 января 1943 г. Похоронен в д. Городище Сталинградской области.

16. Пермяков Михаил Дмитриевич, 1915 г.р. Призван Верещагинским РВК, сержант 397-й стр. дивизии. Погиб в бою 28 сентября 1944 г. Похоронен на хуторе Надляны, Латвия.

17. Федотов Михаил Васильевич, 1905 г.р., д. Ключи III. Призван в 1941 г. Пропал без вести в 1942 г.

18. Федотов Федор Александрович, 1922 г.р., д. Ключи III. Призван в 1941 г., рядовой. Умер от ран 2 мая 1944 г. Похоронен в г. Бежица Орловской области.

19. Федотов Федор Алексеевич. Призван в 1941 г. Судьба его не известна.

20. Шилов Дмитрий Иванович, 1922 г.р., Ошапская мельница. Призван в 1941 г., рядовой 845-го стр. полка. Погиб в бою 17 декабря 1942 г. Похоронен в д. Березовка Воронежской области.

Участники войны, умершие после 1945 г.

1. Каменев Николай Иванович

Продолжение «Замании вчера и сегодня»

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!