Циклы картин(продолжение).
Иконопись
После посещения Русского музея, перед художником открылась вся красота древнего иконописного искусства. Иконописные работы были выполнены художником для храма Преподобного Сергия Радонежского.
Из интервью с художником «О заказах местной иепархии для храма Сергия Радонежского»:
«Группой местных художников мы для этого храма сделали, во-первых, иконостас, который хорошо принят епархией и прихожанами. Сейчас выполняем по стенам росписи икон святых. Размер их метр восемьдесят на восемьдесят см. Со мной работают над этим художники Бровко и Карпенко. Лично я делаю иконы княгини Ольги и князя Владимира, причисленных к лику святых. И еще Александра Невского. Эти образы я с детства запомнил, они мне дороги, и поэтому с большой охотой и ответственностью взялся за эту работу.
— Что для вас значит приобщение к такой вот работе, как изображение святых?
У меня это не впервые. Например, к 1000 – летию крещения Руси я получил заказ оформить в трапезной Казанского собора как раз лики княгини Ольги и князя Владимира и картину обряда крещения русичей князем Владимиром – такой триптих. И вы его можете сейчас видеть там».
Историзм в полотнах художника
Портреты «Варяг» и «Воин», картины «Набег» и «Михайло Ломоносов», и еще многие другие правдиво отображают исторические события и исторические личности.
Суриковская традиция прослеживается в творчестве П.Ф. Шардакова.
Он всегда и во всем оставался русским художником, убедительное доказательство этого – его картина «На русской масленице». Павел Федорович задумал написать картину еще в 60 годах, тогда же был собран весь этюдный материал, но готова она была только в 1997 году. Герой этой картины – сам народ. Художник гордится и восхищается силой народа, его удалью, былинной красотой.
На создание картины художника вдохновил древнейший русский обычай с размахом праздновать проводы русской зимы. Для Павла Федоровича Шардакова, уроженца уральской глубинки, Масленица – кульминация народных празднеств, где в полной мере проявлялась широта русской натуры.
В композиции все подчинено раскрытию характера кулачного бойца, символизирующего силу и удаль русского человека. Он соединяет в себе силу и физическую и духовную. И это не идеализированный образ, а вполне земной, узнаваемый типичный крестьянин.
Все другие образы в картине так же созданы с большой любовью и настоящим мастерством. Их художник писал со своих земляков, добиваясь не только портретного сходства, но и выявления типичных для россиян черт. Одежда на крестьянах подлинная, та, что еще носится на гуляньях в русской деревне. Яркие краски праздничных костюмов вносят мажорные ноты в общее оптимистическое звучание картины.
И, конечно, важнейшей составляющей картины является суровая, русская природа. Это горы, на которых происходит все действо, это серое зимнее небо, венчающее всю композицию, это сосны и ели на заднем плане и, безусловно, снег, как наиболее типичная черта нашей зимы. Глубокие сугробы, занимающие большую часть полотна, создают особое настроение бодрой жизнерадостности, чистоты и свежести.
На картине художник изобразил земляков, многих из которых узнают посетители галереи.
Художником создан целый цикл работ «Пермский звериный стиль», в работе над картинами помогли хранящиеся в Пермском краеведческом музее скифские металлические бляшки с изображениями рогатых оленей, туров, медведей, орлов и прочих животных, когда – то оберегающих своим видом от всякой нечисти. В изображениях художника обереги потеряли свою дикость и свирепость, хотя и сохранили свою фантасмагорию. Художник рисовал их не для того, чтобы кого-то отпугивать или пугать, а чтобы раскрыть в них мир доброй русской сказки. Леший, кикимора, домовой («Сусетко»), паук — знакомы многим с далекого детства. Они как бы оживают, переселившись в наши дни на картины художника.
Философский смысл вложен в картины — аллегории.
Жанровая картина «Трагедия», в ней изображено горе женщины, родившей мертвого ребенка. Эмоции переполняют каждого, кто вглядится в картину, которая вызывает сопереживание, сострадание.
Картина «К жизни» написана после тяжелой болезни, олицетворяет борьбу жизни и смерти. Раненный лебедь с подбитым крылом на краю пропасти, готовый упасть в нее или удержаться. Борьба с самим собой, с собственной болью, определяет – победит жизнь или смерть.
Картина «Черемуха» олицетворяет победу любви, победу весны над зимой, победу всего прекрасного: женского идеального тела, весенних цветов. Рассматривая картину, чувствуешь тонкий запах черемухи.
Цикл картин «Поход Ермака».
В 80-годы художнику предложили написать картины для культурно-этнографического комплекса в городе Чусовом. Картины нужны были для музея, который основал известный пермский краевед Л.Д.Постников в помещении деревянного сельского храма. Пять картин в полуовальных рамах, объединенных в полиптих, представляли собой подобие иконостаса, были написаны в 1987 году. Затем шесть картин в прямоугольной форме писались в следующие два года.
Для написания картин, художник познакомился с историческими данными, им была изучена «История Сибирская» Семена Ремизова — летопись начала 17 века, написанная по велению тобольского архиепископа Киприана. В нее вошли рассказы еще живших тогда участников похода Ермака.
Художник изучал так же данные современных ученых, извлеченные из грамот Ивана Грозного и из других царских архивов.
П.Ф.Шардаков, достойный продолжатель русских традиций с его серьезным отношением к работе, внимательным изучением натуры, любовным отношением к каждой детали картины. Мы бесконечно благодарны художнику, который оставил нам в наследство целый мир.
Пока существует цивилизация, Память сохраняет тот опыт, мудрость и преемственность мыслей и чувств, которые и образуют стержень истории человечества. Она не однозначна. Есть память, окрашенная черной пеленой греха, ужаса, подлости, а есть светлая память, которая помогает жить и черпать в ней силу для благих земных деяний – Гомер, Аристотель, Гиппократ, Архимед, Чайковский, Шекспир и т. д. Пример этих великих людей дает человеку нашего времени силы, надежду и веру работать и жить, не думая о «жерле» Вечности.
Память о художнике, его произведения дают силу для жизни, делают чувства светлее и тоньше.
Любовь, талант, труд – все эти составные части его дарования вылились в то, к чему мы хотели бы сегодня с благодарностью добавить одно главное слово – «память». Его земной путь завершен. Но творения его живут и несут людям Память об истории, о красоте Земли и человека на ней.
Из интервью художника:
«То есть кисть у вас не дрожит в руках от такой ответственной работы?
«Кисть у мастера не должна дрожать, а вот душа – да, может трепетать, возбуждаться».
Вот что пожелал Павел Федорович молодым людям, последователям:
«Самое прекрасное, когда человек, еще только начавший жить, мечтает о своем будущем, стремится к поставленной цели. Желание осуществить свои идеи, подняться над повседневностью и заурядностью, стремление к возвышенному и прекрасному дает жизни содержательность.
Если чувствуешь в себе способность, тягу к какому-то делу – старайся реализовать их. Нужно быть готовым к тому, чтобы отдавать себя работе, творчеству – всего себя, без остатка. И тогда чувствуешь, что живешь не только для себя, что ты важен и нужен людям».
май 2001 года
В 2002 году Павел Федорович был удостоен почетного звания «Заслуженный художник России».
В 2005 году имя П.Ф. Шардакова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (М., 2 часть, стр.609).
Любовь, талант, труд – все это составные части его дарования вылились в то, к чему мы хотели бы сегодня с благодарностью добавить одно главное слово – «память».
Источники:
Мнения по творчеству Павла Фёдоровича Шардакова следующих уважаемых людей:
И. Г. Мямлин — заслуженный деятель искусств России, действительный члена Петровской академии наук и искусств (СПб);
В. И. Киселёв — заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, член СХ России;
Л. Л. Ишкова — искусствовед, заслуженный деятель культуры Р Ф, член СХ России;
Е. Платонов – искусствовед, член СХ РФ.
Интервью журналиста газеты «Площадь Дзержинского» г. Волгограда Владимира Павшука, взятое у художника в сентябре 2000 г.
«Павел Шардаков» Сборник материалов о жизни и творчестве заслуженного художника России (1929-2007) С-П «Первый класс» 2010 г.