Старина Оханская

Павел Фёдорович Шардаков.Циклы картин.

Павел Фёдорович Шардаков.

Циклы картин(продолжение).

Иконопись

После посещения Русского музея, перед художником открылась вся красота древнего иконописного искусства. Иконописные работы были выполнены художником для храма Преподобного Сергия Радонежского.

Из интервью с художником «О заказах местной иепархии для храма Сергия Радонежского»:

«Группой местных художников мы для этого храма сделали, во-первых, иконостас, который хорошо принят епархией и прихожанами. Сейчас выполняем по стенам росписи икон святых. Размер их метр восемьдесят на восемьдесят см. Со мной работают над этим художники Бровко и Карпенко. Лично я делаю иконы княгини Ольги и князя Владимира, причисленных к лику святых. И еще Александра Невского. Эти образы я с детства запомнил, они мне дороги, и поэтому с большой охотой и ответственностью взялся за эту работу.

— Что для вас значит приобщение к такой вот работе, как изображение святых?

У меня это не впервые. Например, к 1000 – летию крещения Руси я получил заказ оформить в трапезной Казанского собора как раз лики княгини Ольги и князя Владимира и картину обряда крещения русичей князем Владимиром – такой триптих. И вы его можете сейчас видеть там».

Историзм в полотнах художника

Портреты «Варяг» и «Воин», картины «Набег» и «Михайло Ломоносов», и еще многие другие правдиво отображают исторические события и исторические личности.

Суриковская традиция прослеживается в творчестве П.Ф. Шардакова.

Он всегда и во всем оставался русским художником, убедительное доказательство этого – его картина «На русской масленице». Павел Федорович задумал написать картину еще в 60 годах, тогда же был собран весь этюдный материал, но готова она была только в 1997 году. Герой этой картины – сам народ. Художник гордится и восхищается силой народа, его удалью, былинной красотой.

На создание картины художника вдохновил древнейший русский обычай с размахом праздновать проводы русской зимы. Для Павла Федоровича Шардакова, уроженца уральской глубинки, Масленица – кульминация народных празднеств, где в полной мере проявлялась широта русской натуры.

В композиции все подчинено раскрытию характера кулачного бойца, символизирующего силу и удаль русского человека. Он соединяет в себе силу и физическую и духовную. И это не идеализированный образ, а вполне земной, узнаваемый типичный крестьянин.

 Все другие образы в картине так же созданы с большой любовью и настоящим мастерством. Их художник писал со своих земляков, добиваясь не только портретного сходства, но и выявления типичных для россиян черт. Одежда на крестьянах подлинная, та, что еще носится на гуляньях в русской деревне. Яркие краски праздничных костюмов вносят мажорные ноты в общее оптимистическое звучание картины.

И, конечно, важнейшей составляющей картины является суровая, русская природа. Это горы, на которых происходит все действо, это серое зимнее небо, венчающее всю композицию, это сосны и ели на заднем плане и, безусловно, снег, как наиболее типичная черта нашей зимы. Глубокие сугробы, занимающие большую часть полотна, создают особое настроение бодрой жизнерадостности, чистоты и свежести.

На картине художник изобразил земляков, многих из которых узнают посетители галереи.

Пермский звериный стиль

Художником создан целый цикл работ «Пермский звериный стиль», в работе над картинами помогли хранящиеся в Пермском краеведческом музее скифские металлические бляшки с изображениями рогатых оленей, туров, медведей, орлов и прочих животных, когда – то оберегающих своим видом от всякой нечисти. В изображениях художника обереги потеряли свою дикость и свирепость, хотя и сохранили свою фантасмагорию. Художник рисовал их не для того, чтобы кого-то отпугивать или пугать, а чтобы раскрыть в них мир доброй русской сказки. Леший, кикимора, домовой («Сусетко»), паук — знакомы многим с далекого детства. Они как бы оживают, переселившись в наши дни на картины художника.

Философский смысл вложен в картины — аллегории.

Жанровая картина «Трагедия», в ней изображено горе женщины, родившей мертвого ребенка. Эмоции переполняют каждого, кто вглядится в картину, которая вызывает сопереживание, сострадание.

Картина «К жизни» написана после тяжелой болезни, олицетворяет борьбу жизни и смерти. Раненный лебедь с подбитым крылом на краю пропасти, готовый упасть в нее или удержаться. Борьба с самим собой, с собственной болью, определяет – победит жизнь или смерть.

Картина «Черемуха» олицетворяет победу любви, победу весны над зимой, победу всего прекрасного: женского идеального тела, весенних цветов. Рассматривая картину, чувствуешь тонкий запах черемухи.

 

Цикл картин «Поход Ермака».

В 80-годы художнику предложили написать картины для культурно-этнографического комплекса в городе Чусовом. Картины нужны были для музея, который основал известный пермский краевед Л.Д.Постников в помещении деревянного сельского храма. Пять картин в полуовальных рамах, объединенных в полиптих, представляли собой подобие иконостаса, были написаны в 1987 году. Затем шесть картин в прямоугольной форме писались в следующие два года.

Для написания картин, художник познакомился с историческими данными, им была изучена «История Сибирская» Семена Ремизова — летопись начала 17 века, написанная по велению тобольского архиепископа Киприана. В нее вошли рассказы еще живших тогда участников похода Ермака.

Художник изучал так же данные современных ученых, извлеченные из грамот Ивана Грозного и из других царских архивов.

П.Ф.Шардаков, достойный продолжатель русских традиций с его серьезным отношением к работе, внимательным изучением натуры, любовным отношением к каждой детали картины. Мы бесконечно благодарны художнику, который оставил нам в наследство целый мир.

Пока существует цивилизация, Память сохраняет тот опыт, мудрость и преемственность мыслей и чувств, которые и образуют стержень истории человечества. Она не однозначна. Есть память, окрашенная черной пеленой греха, ужаса, подлости, а есть светлая память, которая помогает жить и черпать в ней силу для благих земных деяний – Гомер, Аристотель, Гиппократ, Архимед, Чайковский, Шекспир и т. д. Пример этих великих людей дает человеку нашего времени силы, надежду и веру работать и жить, не думая о «жерле» Вечности.

Память о художнике, его произведения дают силу для жизни, делают чувства светлее и тоньше.

Любовь, талант, труд – все эти составные части его дарования вылились в то, к чему мы хотели бы сегодня с благодарностью добавить одно главное слово – «память». Его земной путь завершен. Но творения его живут и несут людям Память об истории, о красоте Земли и человека на ней.

Из интервью художника:

«То есть кисть у вас не дрожит в руках от такой ответственной работы?

«Кисть у мастера не должна дрожать, а вот душа – да, может трепетать, возбуждаться».

Вот что пожелал Павел Федорович молодым людям, последователям:

«Самое прекрасное, когда человек, еще только начавший жить, мечтает о своем будущем, стремится к поставленной цели. Желание осуществить свои идеи, подняться над повседневностью и заурядностью, стремление к возвышенному и прекрасному дает жизни содержательность.

Если чувствуешь в себе способность, тягу к какому-то делу – старайся реализовать их. Нужно быть готовым к тому, чтобы отдавать себя работе, творчеству – всего себя, без остатка. И тогда чувствуешь, что живешь не только для себя, что ты важен и нужен людям».

май 2001 года

В 2002 году Павел Федорович был удостоен почетного звания «Заслуженный художник России».

В 2005 году имя П.Ф. Шардакова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (М., 2 часть, стр.609).

Любовь, талант, труд – все это составные части его дарования вылились в то, к чему мы хотели бы сегодня с благодарностью добавить одно главное слово – «память».

Источники:

Мнения по творчеству Павла Фёдоровича Шардакова следующих уважаемых людей:

И. Г. Мямлин — заслуженный деятель искусств России, действительный члена Петровской академии наук и искусств (СПб);

В. И. Киселёв — заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, член СХ России;

Л. Л. Ишкова — искусствовед, заслуженный деятель культуры Р Ф, член СХ России;

Е. Платонов – искусствовед, член СХ РФ.

Интервью журналиста газеты «Площадь Дзержинского» г. Волгограда Владимира Павшука, взятое у художника в сентябре 2000 г.

«Павел Шардаков» Сборник материалов о жизни и творчестве заслуженного художника России (1929-2007) С-П «Первый класс» 2010 г.