Старина Оханская

Павел Федорович Шардаков. Знаменитые люди Прикамья.

 Павел Федорович Шардаков. Знаменитые люди Прикамья.

77546257

Заслуженный художник России Павел Федорович Шардаков родился 24 октября 1929 года в деревне Копылы Оханского района Пермской области.

Является одним из ярких художников конца 20 – начала 21 века. Входит в десяток лучших  художников советского времени.

Убежденный традиционист, реалист, истинно национальный русский мастер, он не был ни консерватором, ни догматиком. Дар лирика и мыслителя побуждал его все время, любя жизнь, природу и человека, ощущать изменяемость эпохи, честно и чутко находить этот отклик в своей душе и выражать в своем искусстве.

Смолоду он, крестьянский паренек из глухой уральской деревни в Пермском крае, проявил себя как самородок. Невероятная одаренность позволила ему окончить сначала художественное училище (среднее образование – в Свердловске), а потом столь же ярко завершить его на высшем уровне (Ленинградское промышленно-художественное училище – ныне Академия имени барона А.Л.Штиглица, его основателя). Здесь он получил диплом живописца по станковой и монументальной живописи (от пейзажа и портрета до мозаики и иконы).

В нем присутствовала деликатность, скромность, он не любил говорить о себе.

По окончанию семилетней школы в городе Перми, Павел Федорович был принят в мастерскую агитплаката, где платили мало, зато приобщали к труду рисовальщика. В 1947 году поступил в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра.

Первая его картина изображала казачьего атамана Ермака на реке Чусовой – она находится в Свердловском краеведческом музее. Вторая работа отображает интерес художника к работам Павла Петровича Бажова «Хозяйка медной горы (Каменный цветок)», сейчас картина находится в Пермском краеведческом музее.

Дипломная работа – картина «Первый хлеб – государству». Экзаменационная комиссия высоко оценила профессионализм будущего художника. Как поощрение, были выделены средства на поездку в Москву. 1952 год – Павел Федорович выбрал направление для своего творчества — стал художником монументалистом.

В 1952 году поступил в Ленинградское высшее художественно — промышленное училище (в 1953 училищу присвоили имя В.И.Мухиной) на факультет прикладного искусства (отделение монументально- декоративной живописи).

Со студенческих лет Павел усвоил, что основу подлинного произведения искусства составляет не только живопись, но и крепкий грамотный рисунок.

Рисунок навсегда занял видное место в творчестве молодого художника.

Увидев особые успехи Павла в рисунке, профессор анатомии Н.С.Механик предложил ему проиллюстрировать написанный им учебник для студентов художественных заведений, и уже более пяти десятилетий студенты изучают пластическую анатомию по рисункам П.Ф. Шардакова.

 Павел Федорович — автор многих монументальных и станковых работ. В их числе: мозаичные панно в г. Волгограде, триумфальные залы музея – панорамы «Сталинградская битва», росписи: «Крещение Руси», трапезной Казанского собора, иконы иконостаса храма во имя Преподобного Сергия Радонежского.

В городе Перми на улице Сибирской им выполнен Мемориал, посвященный Добровольческому танковому корпусу, созданному на пожертвования жителей Урала в 1943 году. Танкисты этого корпуса освобождали Чехословакию, Венгрию, Германию.

Напряженная работа над этим мемориалом заняла у Павла Федоровича два года. Сам мемориал представляет собой рельеф 3 х 15 метров, выполненный в финском граните. Он символически изображает героический порыв к победе тружеников тыла и фронтовиков.

К одному из юбилеев Пермского хореографического училища художником была выполнена роспись вестибюля учебного театра на тему «Греческие музы и русский балет». Очень жаль, что не сохранены росписи в некоторых домах культуры города, такой как роспись «Молодёжь на отдыхе» в вестибюле ДК им. Солдатова, бывшем ДК имени Свердлова.

Свой огромный талант Павел Фёдорович реализовал в разных видах искусства: мозаиках, резьбы по дереву, витраже, сграффито.

 Однозначно нельзя сказать, какие жанры и стилистику предпочитал П.Ф. Шардаков. Сначала он работал как станковист (пейзаж, портрет, картина, натюрморт). Затем творческая палитра его расширилась, обогатилась (монументальное искусство, фреска, сграффито, мозаика).

В последние годы он не для заработка только, но и по душевной потребности с успехом стал работать, как иконописец.

 Художник посетил разные страны и написал цикл картин «По странам мира», в которые входят: «Африканские ритмы (Сенегал)», «Африканский танец (Сенегал)», Базар – Марокко», «Баобабы (Сенегал)», «Деревня, где живут рыбаки», «Игроки – Монте–Карло (Азартная игра)», «Мавританская крепость (Испания)», «На берегу моря Атлантик (Сенегал)», «Ночные красавицы (Лас–Пальмас)», «Площадь Испании (Рим)», « Сикстинская капелла (Рим)», «Старая крепость (Испания)», «Фонтан Ватикана», «Мексиканская коррида».

Художник бывал в шахтах в городах Березники и Соликамск, где ведутся разработки. Эти шахты похожи на сказочные дворцы, их стены и своды образованы из многоцветных пород с замысловатой расцветкой. Здесь можно видеть поразительные фантастические природные картины.

Встреча с этим чудом и людьми, работающими в шахтах, стала для Павла Федоровича стимулом для создания его картины «В недрах земли» и целой серии картин «Калийных фантазий», большая часть которых написана им с натуры, непосредственно в шахте, а другая часть является последующей творческой переработкой.

 Впечатления, полученные в подземных галереях, подсказанные самой природой, натолкнули художника на создание мозаичного панно «Человек – творец» на фасаде конференц-зала волгоградского химкомбината «Каустик». Они так же подсказали замысел его панно «Вода» для плавательного бассейна «Искра».

П.Ф. Шардаков — участник всероссийских, зональных, зарубежных выставок. Его работы находятся в музеях многих городов России и зарубежья.

Любовь к семье, к природе края.

Когда Павлу исполнилось 5 лет в 1934 году, семья переехала в Пермь. В городе семья тоже испытывала нужду, отец работал ломовым извозчиком, ему нравилось находиться рядом с лошадьми.

 В войну Федора Ефимовича забрали на фронт, он пропал без вести на калининском направлении. Мать работала швеей – надомницей, шила красноармейские ватники.

Картина «Мои истоки» — это память о деревенском детстве. В стиле фотографии изображена вся семья художника. Сам он, пятилетний ребенок на руках у матери, рядом сестра и две тети. Отец – простой крестьянин. На заднем плане изображен их дом и любимица семьи – лошадь, которую забрали.

За домом, на заднем плане картины – уральская весенняя природа, изображенная с любовью во всех подробностях. Атмосфера спокойствия, уважения и весеннего настроения подчеркнута изображением первых цветов – купавы и черемухи и улыбающихся, нарядно одетых людей.

Из интервью о картине «Мои истоки»:

«Картина написана к 70-летию художника и к 100 –летию отца. Отец мечтал, чтобы я непременно стал художником. И он очень любил деревню, хотя мы вынуждены были ее покинуть вначале 30-х годов. Отец не уставал прививать мне любовь к природе, к этой деревне и к искусству.

 Почему картина в наличниках вместо обычной рамы? Тема — то деревенская и такая необычная рама делает ее глубже и точнее.

— Но где вы их раздобыли?

Так получилось. Ведь деревни повсюду десятилетиями погибали. Во-первых, коллективизация повымела сёла. И «всенародные» стройки, куда крестьяне уезжали по вербовке. А сколько мужиков с Отечественной войны не вернулись. Потом еще было это деление деревень на перспективные и не перспективные. Вот я родом с Урала – и привез один такой наличник из заброшенной деревни».

Любовь к природе. Неповторимость и душевная теплота жизни в маленькой деревушке, своеобразие природы Прикамья с детства восхищали художника.

Любовь к природе появилась из красоты и гармонии, которая окружала художника: от рисунка сучка на досках полатей, где он спал, от росистой травы, на которую выбегал по утрам из избы, от запаха и цвета черемухи, от пота и дыхания лошади, на которую сажал его отец.

Павел Шардаков сочетал в себе дар монументалиста и живописца лирического дарования, способного передать красоту и многообразие окружающего мира. Среди его многочисленных работ особое место занимают так называемые пивные и рыбные натюрморты. Они словно заставляют почувствовать вкус и запах того, что изображено на полотне, неизменно вызывают наше восхищение.

Павел Федорович знал толк в волжской и донской рыбе. Он не просто писал с натуры серебристую икряную чехонь, перламутрового синца с просвечивающим желтоватым жирком, золотистых лещей и скромную рядом с ними субтильную воблу.

Художник создавал живописную сюиту о богатстве природного мира, «пиршество для глаз». Добавляя в «пивно – раковые» натюрморты запотевшие бутылки и бокалы с пенящимся пивом или штоф с водочкой, балык с капельками жира и «овощи с грядки», он довершал картину «смака на холсте». Все его натюрморты отличаются интенсивным звучанием цвета, легкостью и темпераментом мазка, благородным созвучием серебристых, зеленоватых и золотистых тонов.

Пейзажи художника – скромные мотивы родной уральской природы. Впечатление от пейзажей – присутствие состояния одиночества и тишины. Его картины похожи на исповедь человека, прожившего большую жизнь, ищущего примирения с самим собой.

В них сдержанные краски, цветовая гамма ограничена перламутровым серебристым цветом. А сами пейзажные мотивы освещены изнутри ровным и спокойным светом, идущим из глубины.

Любовь к единственной и любимой женщине

Любовь к жене Светлане, с которой прожил 42 года, и на руках которой скончался 7 ноября 2007 года, освещала весь жизненный путь художника.

Жена – «муза», жена – «помощник», женщина, отдавшая всю свою жизнь служению великому таланту.

Восхищаясь красотой женщины, Павел Федорович везде изображал свою Любовь. Написал многочисленные портреты, изображавшие Светлану Сергеевну в разные годы жизни, в разном настроении. Изображения написаны с любовью и восхищением перед образом красивой любимой женщины.

Фото взято с сайта » Огонёк»- «Этнографический парк истории реки Чусовой».

 Картины, написанные художником.