Жизнь и творчество В.Н.Серебренникова | Старина Оханская
Старина Оханская

Жизнь и творчество В.Н.Серебренникова

Жизнь и творчество В.Н.Серебренникова

 «Кто что заслужил, того тем и помянут».

В.Н.Серебренников

Жизнь и творчество В.Н.Серебренникова вызывает большой интерес среди  любителей и знатоков народного фольклора, именно этот человек отдал большую часть своей жизни сохранению обычаев, культуры Пермского края.

 «Любить свой край, испытывать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день – важнейшая задача для современного поколения.»

Автор статьи заинтересовался жизнью и творчеством В.Н.Серебренникова – нашего земляка фольклориста, в честь которого в селе Андреевка Оханского района названа улица.

Сорок лет, с 1903 года и до конца жизни, зимой и летом, в холод и зной, ходил Серебренников по Уральским городам, сёлам, деревням, встречался с людьми, которые, как говорится, в карман за словом не лезут, и записывал произведения народного поэтического творчества.

Его записи содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Это поистине — сокровищница мудрости, ум и сердце народа. Только большой человек, беспредельно любивший свой край, Родину, мог осилить этот гигантский труд, накопить такое бесценное богатство. В.Н.Серебренникова по праву можно назвать нашим уральским Далем.

Автор работал с архивными материалами, хранящимися в Андреевском краеведческом музее. Это вырезки из газеты, воспоминания о Валентине Николаевиче. Есть письмо в котором описаны последние дни жизни В.Н. Серебренникова. Бесценным источником явилась книга самого автора «Меткое слово».

Биография

Валентина Николаевича Серебренникова

Валентин Николаевич Серебренников родился 21 сентября 1881г. в деревне Верх -. Мельничная около села Андреевка. Литературный псевдоним – Агентов,  известный на Урале собиратель народного фольклора. Отец священник. В семье было пять сыновей, которым он пророчил духовную карьеру, но только старший Василий исполнил его волю.

 Учительница Андреевского начального училища Л. Фельдман и её помощница распознали в прилежном ученике Вале Серебренникове совсем другие, не духовные интересы.

Он любил устные народные творчества. Уже в школе Серебренников знал много загадок, пословиц и поговорок. По настоянию отца Валентин поступает в духовное училище и заканчивает его 1897 г. Читал много научной, публицистической и запрещённой литературы. В1901 году  принял участие в нашумевшей забастовке будущих духовных пастырей.

Серебренников по- прежнему любил меткое народное слово, озорные частушки, видел ироническое отношение простых людей к религии и попам. В 1903г. окончил семинарию и категорически отказывается постригаться в священники. Начал работать разъездным учителем начальной земской школы в Оханске.

Благодаря общению с людьми разных волостей сделал первые шаги в собирательстве народного фольклора. В 1911 году собранных материалов хватило для создания первой книжки «Свадебные обычаи и песни крестьян Андреевской волости Оханского уезда Пермской губернии». Решающую роль в том, что В. Н. Серебренников целиком отдался собирательству народного творчества сыграло его знакомство с политическим ссыльным П. Г. Одоевским. Позже Одоевский поселился в одной из Андреевских деревень. Он был образованным человеком. Между Серебренниковым  и Одоевским завязалась дружба — это и определило дальнейшее будущее В. Н. Серебренникова, как фольклориста.

В 1905г. на его квартире сделали обыск. Нашли записи противоправительственных частушек. После этого его уволили из школы, куда Серебренников вернулся через несколько лет.

Валентин Николаевич был хорошим учителем. Книга «Свадебные обычаи» была сразу замечена прогрессивной общественностью губернии.

На крестьянских свадьбах Валентин Николаевич был званым гостем. Ему удалось исключительно полно записать весь свадебный ритуал. Крестьяне Андреевской волости встретили «Свадебные обычаи » с восторгом. Песни из этой книги приобрели широкую известность. Ценность первого печатного труда В.Н.Серебренникова состояла не только в том, что он собрал богатейший фольклорный материал, но и в том, что положил его на ноты. Начав работу, он понял, что без знаний нотной грамоты ему не передать всю красоту напева. Валентин Николаевич едет в Екатеринбург, поступает на певческие курсы и заканчивает их с отличием. Он умел играть на многих музыкальных инструментах — балалайке, гитаре, скрипке, физгармонии. Стоило Серебренникову появиться вечером на лужайке или деревенской улице с балалайкой, вокруг него моментально собирались молодежь и старики.

По его подсчетам на сбор устного песенного творчества с 1903 по1938 год отдано 200 000 часов.

В 1914 году Серебренников записал 1000 загадок. 330 опубликованы в разных изданиях. Он сетовал на счет того, что молодежь мало знает бытовавших загадок. Серебренников был сторонником того, чтобы устное творчество передавалось из поколения в поколения.

Началась империалистическая война. Из-за близорукости Валентин Николаевич не попал на фронт.

Грянула Великая Социалистическая революция. В 1916г Серебренников поступил на филологический факультет Пермского университета, удостоился избрания научным секретарем кружка по изучению народного творчества северных районов Урала. С его участием в деревнях Чердынского и Соликамского уездов собрано много деревянных идолов- богов, переданных затем областному краеведческому музею.

В годы гражданской войны В.Н.Серебренников вел в красноармейских частях культурно-просветительскую работу. После окончания университета его направили в Кунгурский округ статистиком.

Наступила трудная жизнь, он часто не доедал, спал, укрывшись пальто.

Пермский научно-промышленный музей сделал Серебренникова своим сотрудником.

В 1921 году начинается третий период его общественной деятельности. С отъездом Валентина Николаевича краеведческая работа в университете замирает. В Кунгуре с его появлением работа оживляется. Серебренников создает самое большое и  многочисленное общество краеведов, объединяющее около 200 любителей фольклорной старины, пытается организовать такие кружки в школах.

В 1929г возвращается в Пермь.

В 1941г он приезжает к своей сестре в Андреевку.

Профессор В.А.Кондаков, писатель А.Н.Спешилов и другие попытались ввести Серебренникова в группу писателей, что давало ему право на дополнительное питание.

В последние дни своей жизни писатель ничего не ел, ходил в длинном пальто, под которым на голое тело одет пиджак.

Умер Валентин Николаевич от голода, дистрофии.

Несколько недель никто не забирал его тело из морга. В конце концов, его похоронили товарищи. Одна женщина отдала костюм своего мужа.

13 июня 1943года в Перми открылась межобластная научно-литературная конференция, посвященная теме «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе». Профессор К.Н.Державин выступил с докладом «Уральский фольклор в собраниях В.Н.Серебренникова». Ученый отдал должное беззаветной любви нашего земляка к своей работе, его трудолюбию и патриотизму.

Многотрудная, собирательская деятельность Валентина Николаевича Серебренникова получила на конференции достойное признание.

В честь писателя в Андреевке названа улица.

Земляки благодарны Серебренникову за то, что устное народное творчество из прежних поколений простых людей дошло до нашего времени и будет жить века.

 Устное творчество фольклориста 

Автор : Долгих Оксана Васильевна.

 

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!