Старина Оханская

Экскурсия. История церквей города Оханск.

Экскурсия. История церквей города Оханск.

   ХОД  ЭКСКУРСИИ.

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА .

карта

карта

Рассмотрим карту города 1913 года. Северной окраиной  была Кама (впрочем, он расширялся от реки и вдоль нее). На юге границей служила улица Южная — сейчас Пионерский проспект, на востоке – Восточная – сейчас улица имени  Ульяны Громовой, на западе – Западная – сейчас – улица Серова. Дальше этих границ город не мог расширяться, так как к нему вплотную подходили поля  крестьян Притыкинской волости. Все население города составляло три тысячи жителей. Почти 100 лет назад в городе было 32 каменных дома и 5 полукаменных.

Город был центром огромного уезда, в который входило 48 волостей. Если смотреть по современной  карте, то в Оханский уезд входили  районы: Нытвенский, Очерский, Осинский, Краснокамский, Частинский, часть Пермского и другие.

базарная площадь - вид от народного дома

Базарная площадь

И как всегда, в центре такого огромного уезда развивалась торговля.

Мы идем по стадиону, который когда – то был базарной площадью.

БАЗАРНАЯ ЦЕРКОВЬ

 На месте современного стадиона раньше была  базарная площадь, на ней находилось много лавок . Здесь же проходили ярмарки. Четыре раза в год сюда съезжались местные купцы и купцы из других городов. Стекался народ и с окрестных деревень: кто-то хотел что-то продать, а кто-то что-то купить. Самый различный товар, от пуговиц до дорогих ковров, привозили купцы. После удачной торговли купцы ставили свечи, благодарили Бога,  и было решено на базарной площади поставить церковь.

базарная церковь

Базарная церковь

Из газеты «Пермь православная» август 2006 год (автор статьи Олег Гайсин): « До революции в Оханске на торговой площади строилась ещё одна каменная церковь с шаровой колокольней. В апреле 1912 г. на заседании городской Думы было заслушано письмо строительного комитета по стройке нового храма в г. Оханске, с просьбой «ссудить заимообразно из городских сумм 500 рублей на покупку кирпича. «Городская Дума нашла возможность, при  всей скромности городского бюджета, удовлетворить просьбу и ссудила «на расходы по достройке церкви 500 рублей». К 1917 году эта церковь была построена, но так и не была освещена. В советское время ее здание передавали под гостиницу, овощесушильный завод, затем она была приспособлена под Оханский районный Дом культуры. В 70-е годы  был сделан пристрой из стекла и бетона, неузнаваемо исказивший первоначальный облик здания. Сами оханцы и приезжие говорят, что две половины здания районного ДК не стыкуются, и выглядит оно довольно странно».

      А вот что пишут об этом почти сто лет назад в  «Отчете о состоянии церквей, духовенства и паствы по третьему благочинию Оханского уезда за 1913 год»:

« Церковь заложена в 1910 году. Названа она во имя Серафима Саровского, строится хозяйственным способом, по преимуществу купечеством и мещанами сего города.

В течении отчетного года с наружной стороны постройки храм сей закончен, — сложены стены и колокольня, закрыты железом крыша и поставлены кресты, внутренняя отделка за неимением у комитета средств отложена на неопределенное время…»

Старожилы вспоминают:« … на 2,5 тысяч жителей казалось мало 2-х церквей, построили 3-ю церковь. Она еще не была закончена, стояла в лесах, попы устраивали молебен и процедуру поднятия креста и колокола. Но достроить и служить в ней не пришлось, помешала революция и здание было переоборудовано в сушильный завод овощей, а затем в кино – театр, а теперь и Дом Культуры».

 Затем, в годы Советской власти, ее хотели разрушить, но не смогли. Тогда ее спрятали, встроили часть церкви в Дом Культуры. Некоторые стены ДК – стены бывшей базарной церкви, это заметно и сейчас.

Сейчас эта церковь известна в городе как «спрятанная» церковь.

Мы узнали о церкви, которая так и не служила по своему назначению. А еще была церковь, в которой и молились и проводили различные обряды. Кроме всего, там еще и разрешалось молиться людям, идущим на каторгу из столицы в Сибирь пешком по Сибирскому тракту.

Церковь носила название имени святого Александра Невского.

Строительство обеих церквей велось при помощи населения, и в основном купцов и мещан города.

Рисунопермс улица

Пермская улица

Елизаветинская улица - Первомайская

Елизаветенская улица- Первомайская

Сейчас мы идем по улицам: бывшей Елизаветинской, затем Торговой, на которых находятся здания, принадлежавшие  более ста лет назад купцам. Выходим на улицу Восточную, затем переименованную в Кладбищенскую. Здесь на углу улиц Ленина и Громова (Пермская и Кладбищенская) находилась красивейшая деревянная бело-голубая церковь.

 Церковь имени Александра Невского.

В конце  19 века в 1892 году  при тюремном остроге  строится церковь во имя Святого князя Александра Невского. Но так как церковь  была построена за территорией  тюрьмы, при новом  городском   кладбище, ее посещали и горожане. Горожане входили  в  церковь  через  главный вход и паперть, а для арестантов был предназначен  специальный вход через балкон .

кладбищенская тюремная церковь имени Александра Невского

Кладбищенская тюремная церковь имени А.Невского

В 1930-е гг шло  массовое закрытие церквей по всей стране.  Под предлогом необходимости проведения  капитального ремонта здания церкви, комиссия из представителей горсовета, жилуправления, НКВД и пожарных производила осмотр ее технического состояния. На основании заключения комиссии,  которое было составлено в  отсутствии представителей общины верующих, 8 октября  1938 г. Президиум Оханского  горсовета вынес постановление о  закрытии  кладбищенской  церкви : «Здание не используется, договор со стороны общины верующих в  отношении  ремонта и охраны  помещения нарушен. Церковь закрыть и передать ее под культурное учреждение».

В течении весны и лета 1939 года были проведены общие собрания на предприятиях  и организациях города, где соответствующим образом был подготовлен вопрос о закрытии Александро- Невской кладбищенской церкви: “Церковь является пропагандой для подрыва общественных  мнений в моральном отношении верующего населения, связана в большинстве случаев со шпионажем, не нужна для трудовых масс, тормозит развитие передового человеческого общества, является главным врагом на данном этапе. Поэтому необходимо проводить массовую работу среди населения о закрытии церкви в Оханске, как ненужной передовому человечеству”.

Община верующих Оханска обратилась с жалобой на самоуправство местных властей  в Свердловский облисполком. «Мы хорошо знаем, что требуют законы, так как Великая Сталинская Конституция дала нам это право и в ряде районов и городов есть церкви, почему же наши организации упорно  и настойчиво тормозят в разрешении этого вопроса. Убедительно просим вас подробно разобрать нашу просьбу и помочь нам в этом вопросе, дав свое указание нашим организациям, чтобы они пошли нам навстречу. Просим Вас дать разрешение на открытие церкви, чтобы РИК не нарушал своими действиями и несправедливыми поступками Великую Конституцию, данную нам Сталиным”.

Однако ходатайство общины верующих было оставлено областными властями без внимания, 23 июля 1939 года секретарь Оханского РИКа в записке на имя инструктора по культовым вопросам  Оргкомитета Президиума ВС РСФСР по организации Пермской области т. Губановой написал:  « Вы, возможно, забыли, я приезжал к вам,  беседовал по вопросу закрытия кладбищенской церкви в г. Оханске… Вы обещали продвинуть перед Оргкомитетом. Прошел уже месяц. Прошу данный вопрос продвинуть быстрее, потому, что нам очень нужно, особенно насчет церкви. Проведено 23 общих собрания трудящихся, проживающих на территории кладбищенской церкви. Всего населения от 18 летнего возраста 1569 человек избирателей, присутствовало на собраниях 1284, т.е. 82%. Голосовало за предложение закрытия кладбищенской церкви единогласно 1284 человека, т.е. 100 %. Здание предположено под детскую техническую станцию. Ближайшая функционирующая церковь находится в 18 км. Жалоба от общины верующих не поступала, от ремонта молитвенного  здания община верующих отказалась”.

Александро – Невская кладбищенская церковь была закрыта постановлением Пермского облисполкома в августе 1939 г. Здание ее первоначально передали детской технической станции, затем, после реконструкции, отдали в ведение  клуба Оханской швейной фабрики, клуб «Швейник» работал до конца 80-х годов.

Во время войны Русская Православная церковь вновь получила возможность открывать свои приходы в городах и селах. В марте 1944 года община верующих города Оханска обратилась в горсовет и райисполком с ходатайством о возвращении верующим здания Александро- Невской кладбищенской  церкви.

Официального письменного ответа власти не дали, но на словах им сказали:

« Никакого разрешения на открытие церкви не будет». Тогда община, избрав 20 своих представителей, начала борьбу за возвращение здания церкви и направила ходатайство Уполномоченному по делам РПЦ при СНК  СССР Молотовской области т. Смирнову. В свою очередь Председатель Оханского РИК т. Колчанов сообщал, что: «После Октябрьской революции в г. Оханске  здание бывшей Александро – Невской кладбищенской церкви несколько лет использовалось верующими, однако по ходатайству  граждан г.Оханска церковь была закрыта, здание ее после капитального ремонта переоборудовано в Дом Культуры г.Оханска. В Доме Культуры созываются почти все районные партийные и советские совещания, проводятся пленумы Райкома ВКП (б). На основании вышеизложенного  и больших капиталовложений на переоборудование  здания Оханский  райсовет не считает возможным удовлетворить просьбу верующих».

На основании этого письма было вынесено решение Облисполкома Молотовской  области № 889 от 31 августа 1944 года по заявлению граждан верующих города Оханска об открытии кладбищенской церкви: “ Просимая к открытию Александро- Невская кладбищенская церковь закрыта по решению граждан г.Оханска в 1927 году, с последующим утверждением вышестоящим советским организациям. После закрытия церкви она заново переоборудована под клуб, являющийся единственным местом для проведения массово-политической и культурной работы в городе Оханске. В просьбе верующих о передаче здания клуба под церковь отказать”.

После отказа об открытии церкви областными властями верующие начали писать в Москву  в Управление Совета по делам РПЦ при СНК СССР «Община наша состояла из 500 человек верующих, к тому же и в окрестности на большом расстоянии нет церкви. Александро – Невский  кладбищенский храм не разрушен, посильно верующим возобновить его, необходимое для богослужения тоже есть. Народ верующий престарелый и немощный не в состоянии обращаться в дальние храмы, а поблизости нет, смерть скорые приходят верующим, без покаяния помирать, без отпения хоронить…

И мы от лица всех верующих просим Вас в скором времени разрешить открытие нашего храма, о чем просим уведомить нас и нашу местную власть… В случае отказа разрешите нам хотя бы содержать старичка священника для исполнения необходимых треб”.

23 апреля 1945 года общиной было получено постановление № 189 Молотовского облисполкома, подписанное председателем облисполкома т. Швецовым: «Получено Ваше заявление через Совет по делам РПЦ по вопросу открытия кладбищенской церкви в г.Оханске, Облисполкомом вторично рассмотрено. В ходатайстве Вам отказано».

После такого ответа, верующие адресовали свое новое ходатайство 1 августа 1945 года Председателю Президиума ВС СССР М.И.Калинину: “Община верующих г.Оханска много раз обращались к местной власти с ходатайством об открытии храма, но разрешение не последовало».

Здание Александро – Невской церкви было передано общине верующих только в 1990 г., когда фактически рухнули официальные твердыни коммунистической идеологии.

 Наступили другие времена. Православные прихожане уже приступили к ремонту здания церкви, но в мае того же года  молодой парень поджег ее, и деревянная церковь сгорела.

«Болью отозвался этот пожар в сердцах оханцев», — писала областная газета  «Звезда».

От этого  святого места мы пойдем по Сибирскому тракту, проходящему по нашему городу. Он идет по улице Ленина (ранее Пермская) .Так она называлась потому, что  эта улица начинается от Камской переправы. Здание недалеко от церкви– острог, где ночевали каторжане, проходящие по тракту в Сибирь. Сейчас это просто жилое помещение.

Мы познакомимся с историей возникновения нашего города.

В 1647 году Оханск уже значится в переписи вотчин Строганова воеводой Елизаровым. В писцовой книге Елизаров отметил, что «в Усольском уезде за Андреем и сыном его Дмитрием Строгоновыми записан Очерский острожек и около деревни… против Усть-Юга на реке Каме починок… 5 дворов». Жители этого починка занимались рыболовством, применяя сеть — «охань». На своей карте против этого места Елизаров сделал надпись «оханщики».

Основание селения, предшествовавшего г. Оханску, связано с колонизацией Среднего Прикамья Строгановыми, начавшееся с середины 16 века. В переписной книге Елизарова 1647 года значится деревня на Усть — Очерке, с одним двором. В конце 1640 -начале 1650-х г.г. недалеко от этой деревни Строгановыми основана Богородицкая — Успенская — Введенская пустынь.

  В 1650-1660-е г.г. при монастыре появляются миряне. В 1678 году их было уже 61 человек мужского пола. Оханский монастырь с поселением при нем становится одним из главных центров по заготовке рыбы в Строгановских землях.

 В 1650 году по указанию Вологодской и Великопермской епархии около селения Строгановым был основан монастырь под названием «Богородицкая пустынь на Охани», (или Оханская богородицкая пустынь). Монастырь упомянут в четвертой переписи князя Вельского в 1678 году. В монастырь пришли чудотворцы Изосим и Савватий, и первый мирской человек -крестьянин Никита Тимофеев, сын Рыбников с реки Очер. В 1763 году после секуляризации монастырских земель Оханская пустынь была упразднена вместе со всеми заштатными монастырями. Вся собственность монастыря перешла в ведомство коллегии экономии, под именем Оханского экономического села.  Селение стало называться селом Оханным (по местному названию ставной сети с крупной ячейкой) или Оханским.

В подчинении к нему входили все населенные пункты, лежащие вокруг. Основным занятием жителей по-прежнему оставалось рыболовство, но появились и такие занятия, как скотоводство, пчеловодство, охота на зверя и хлебопашество. В 1775 году через Оханское село прошел Казанский тракт, проложенный для лучшей связи с центром.

   Расположенный на стыке реки Кама с Казанским трактом, Оханск в свое время оживленно торговал хлебом с промышленными поселениями верховьев Камы. Свидетельством тому — сохранившиеся в городе обширные хлебные амбары, да около десятка крепких купеческих особняков, построенных на доходы от хлебной торговли.

В 1775 году село становится волостным центром.

 В селе были построены деревянные здания для пересыльной тюрьмы и конвойной команды, для которой был утвержден особый штат, как конвоя, так и тюремного начальства.

Через село ехали служивые и торговые люди.   После образования Пермского наместничества 27 января 1781 года Екатерина издает указ об учреждении Пермской губернии.

 В составе шестнадцати уездов значится и Оханский уезд. Само же село получило статус уездного города Оханска, куда входило 48 волостей с посевной площадью в 1255,909 десятин и населением в 170 тысяч человек.

 В уезд входило 13 заводов и сел с церквями, 464 помещичьих и 397 казенных деревень.

Тогда в городе было всего две деревянные церкви (одна кладбищенская), деревянные винные и соляные магазины и 105 обывательских домов. Первое казенное здание — казначейство — появляется в 1800 году. 

22 сентября 1848 года в городе открылось первое учебное заведение — одноклассное мужское приходское училище Министерства народного просвещения. В первый год его существования в училище поступило 28 человек. На содержание училища выделялось из земских сборов по губернии 391 рубль ежегодно и сверх того на единовременные расходы по 250 рублей.

Успенский собор.

  Оханск возник  на месте существовавшего в 18 веке монастыря.

успенский собор

Успенский собор

 Центром города, его доминантой была старая деревянная Успенская церковь с площадью возле нее.

Об этой церкви в 1790 г. ссыльный А.Н.Радищев, следуя по Казанскому тракту в якутскую ссылку, написал в дневнике:

 « Оханск имеет некоторые улицы прямые, одну деревянную церковь, которая стоит у Камы». Эта церковь осталась городу от монастыря, к концу 18 века она обветшала.

Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 году с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия —  Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г. ). Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г..   В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией матери была переименована в Успенский собор.   Успенский собор имел сложную композицию, отличающуюся целостностью, монолитностью и одновременно, изяществом.

Успенский собор - иконостас и клирос

Успенский собор — иконостас и клирос

1829 г. — на месте сгоревшей деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на берегу Камы построен Успенский собор. Высота Успенского собора со шпилем достигала 28 метров. Купола виднелись за 40 километров. Зелено-голубые, они сливались с цветом неба. Кресты были позолоченные. Сам храм был белоснежным.В черную окантовку ограды из художественного литья заварены желтые и оранжевые цветы. Вход с колоннами. Дальше паперть. Открывается дверь – иконостас (был очень богато украшен золотом, серебром). Вверху чугунного литья красивые большие люстры. Собор  строился на средства Притыкинских крестьян, горожан и купцов.

Купола белоснежного собора Успения Божией Матери видели солдаты, которые отправлялись на русско — турецкие и балканские войны, на войну с Японией (1904-05 гг.), Первую и Вторую мировую войны. Многие из них не вернулись в родной Оханск.

  Рядом с собором было кладбище,  располагалось оно вдоль храма. Хоронили там знаменитых людей города и священнослужителей.

 У могил день и ночь горели лампады. Были установлены мраморные памятники.

На этом кладбище был похоронен В.П.Чайковский, один из первых Оханских градоначальников, гуманный прогрессивный деятель 19 века, родной дядя великого русского композитора П.И.Чайковского. Чугунная плита с его надгробием была в 30-е годы сдана в металлолом.

В дальнейшем кладбище было разрушено, на его территории долгое время пасли скот. Собор закрыли в декабре 1935 г.

В советское время в соборе работал Промкомбинат. Здесь делали мебель. Работали станки. Часто бывали пожары и даже взрывы. Все это способствовало разрушению собора. Почти 20 последних лет собор пустовал, так как никто не брался за ремонт и реконструкцию здания.

Успенский собор был признан памятником архитектуры союзного значения и характеризовался как «памятник русского провинциального классицизма». Имеется опись предметов охраны Успенского собора.

Начало восстановления  собора– август 2007 года.

Организатор восстановления Ширинкин Александр Викторович –  судья в отставке, краевед – любитель, признан «Человеком года – 2007». Он организовал бригады рабочих, создал инициативную группу по сбору средств, регулярно ведет хронику восстановления собора, отмечает наиболее активных спонсоров и людей, принимающих участие в том, чтобы храм как можно быстрее начал действовать. Сейчас, в 2014 году собор принимает прихожан, проводятся службы, но еще не восстановлен полностью.

Во время восстановления собора перед храмом были сделаны три могилы, куда складывали останки, найденные на территории вокруг собора. За храмом на берегу реки Камы когда то находилось кладбище, которое во времена советской власти было разрушено.

Здесь на территории и ниже к реке проводились расстрелы и казни тех, кто мешал советской власти. Массовый расстрел офицеров и казнь священнослужителей были проведены тогда, когда к городу подходили войска Колчака. Священнослужителей топили прямо в Каме, привязав к ногам железные кровати.

На месте расстрела царских офицеров установлена часовня. Территория вокруг собора облагораживается, многие желающие не просто приходят на субботники к храму, а и занимаются посадками цветов.

Весь город принимает участие в восстановлении храма. Сюда приходят простые горожане, чтобы сделать что – то полезное. Многие жертвуют деньги, необходимые для восстановительных работ. В храме будет установлена доска с именами тех, кто помогает восстанавливать собор.

От Успенского собора мы поднимаемся по улице Советская (ранее Успенская) – это продолжение Сибирского тракта. 

В 1800 году появилось первое каменное здание уездного казначейства, сейчас это здание пустует.

1906 год- построено каменное здание Земской управы, здесь же был открыт сельскохозяйственный музей – выставка, здесь пропагандировались новые начинания в земледелии, животноводстве и быту. Были представлены новые модели машин и орудий, скотных дворов и маслобойных заводов. Сейчас здесь располагается Строгоновский колледж

Двухэтажное кирпичное здание – жилой дом (на 2 этаже) и лавка (на 1 этаже) купца Николая Павловича Винокурова, ныне редакция районной газеты «Оханская сторона».

В конце улицы Советская (Успенская) стоит каменное белое двухэтажное здание – арестное помещение для содержания осужденных по приговорам земского суда, сейчас магазин «Россия».

После этого здания город заканчивался – улица, пересекающая современную улицу Ленина, называется Пионерским проспектом, а сто лет назад называлась  улица Южная – так как была последней с южной стороны.

Присутственная улица - дома кустаря Каменских Д.Ф.и Солодникова

Присутственная улица- дома кустаря Каменских Д.Ф.

Сворачиваем на улицу Волкова (ранее Присутственная). Здание коррекционной школы, бывшая женская гимназия.

женская гимназия - коррекционная школа

Женская гимназия- коррекционная школа

Трехклассная женская гимназия открылась в городе 1 сентября 1901 года, в первый год в ней учились 45 учениц. В 1905 году гимназия стала семиклассной, а в 1906 году – восьмиклассной.

Проходим мимо здания Детского дома, который в 2008 году отметил свое 100 — летие.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы познакомились с тремя церквями нашего города. Как вы видели, только одна из них может стать вновь святым местом. Две другие потеряны навсегда и как памятники истории и как место, куда бы могли прийти горожане для общения с богом.

Все церкви раньше строились в основном за счет меценатов, людей безвозмездно помогающих окружающим.

Хочется, чтобы и в наше время появились люди, которые не пожалели бы средств, душевных сил и просто физически могли бы помочь восстановить святыни нашего края.

А восстанавливать их нужно, для того, чтобы не оскудела душа русская, не исчезли традиции и обычаи. Чтобы на земле нашей процветала культура и образование.

Подготовила и провела экскурсию Болотова Елена Николаевна.

Оханские церкви .

 

Оставить комментарий