Программа работы музея «Старина Оханская»
Педагог – организатор
МБОУДОД «ЦДТ»
Болотова Елена Николаевна
Цель деятельности музея:
Популизация краеведческих знаний среди взрослого и детского населения города и района; способствование гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.
15 июня 2008 года комиссией ГОУДОДКДЦ «Восхождение» (г.Пермь Пермский край) музею «Старина Оханская»присвоено звание школьный музей.
Деятельность музея осуществляется по двум подпрограммам: «Фестиваль краеведческих занятий» и «Наш музей».
В своей деятельности музей опирается на следующие документы:
* Федеральный закон «Об образовании»;
* «О деятельности музеев образовательных учреждений»
письмо Минобразования России № 28-51-181/16 от 12.03 2003 г.;
* «Примерное положение о музее образовательного учреждения»
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г.
№ 28-51-181/16;
* Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996г.;
* «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» Извлечения из Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814;
* Выписка из положения о государственных наградах Российской Федерации, положение утверждено указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442;
* Приказ Министерства образования Пермского края о деятельности музеев образовательных учреждений от 21.03.2012 г.
№ СЭД-26-01-04-86.
В музее есть в наличии следующая документация:
* приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя;
* текущий и перспективный планы работы музея;
* книга учета основного фонда (инвентарная книга);
* книга учета научно-вспомогательного фонда;
* справочный аппарат (картотеки);
* книга учета массовых мероприятий;
* книга отзывов;
* тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.
Компетенции руководителя музея:
* Создание экспозиций и выставок;
* Поисково-собирательская деятельность;
* Учетно-фондовая работа;
* Культурно-образовательная деятельность;
* Педагогическая деятельность;
* Повышение квалификации.
Административная и социальная деятельность руководителя музея:
* Взаимоотношения с администрацией образовательного учреждения – директором МБОУДОД «ЦДТ», методистами и педагогами дополнительного образования (в том числе совместная деятельность по проведению Фестиваля Краеведческих Занятий и по организации и проведению летнего отдыха обучающихся: летние площадки и туристический лагерь «Краевед»);
* Взаимоотношения с местным сообществом – краеведами района и города, с районным краеведческим музеем, с сельскими школьными музеями, с педагогами дополнительного образования, работающими в краеведческом направлении, с учителями истории;
* Взаимоотношения с родителями членов актива и с родителями детей, посещающих мероприятия (в том числе поведение родительских собраний для родителей актива в начале и в конце учебного года).
Музей носит название «Школьный», относится к этнографическому и историческому виду школьных музеев.
Это подтверждается наличием:
* фонда подлинных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;
* экспозиций, достаточно полно раскрывающих профиль и содержание музея, оформленных на соответствующем научном и эстетическом уровне;
* постоянного актива из числа обучающихся и педагогов, ведущего систематическую поисково-исследовательскую, культурно-образовательную и просветительскую деятельность;
* помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов;
* обеспечения условий сохранности собранного материала.
Содержание работы музея образовательного учреждения Музей — (от греч. μουσεῖον – Дом Муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Поисково-собирательская деятельность
Цель: пополнение музейных фондов.
Формы:
экспедиции с активом музея на территории заброшенных деревень;
поиски экспонатов и информации среди населения;
однодневные выходы с активом музея на берега рек осенью и весной с целью нахождения предметов старины.
Учетно — хранительская деятельность.
Цель: правильная сохранность и учет экспонатов музея.
Формы:
ведение книг учета вспомогательного и основного фонда;
создание и ведение картотеки (справочный аппарат);
реставрационные работы своими силами и с привлечением специалистов.
Культурно-образовательная деятельность.
Цель: знакомство детей и взрослых с историей родного края.
Формы:.
экскурсии и занятия по согласованию на предложенные темы;
занятия для учащихся района по подпрограмме «Фестиваль Краеведческих Занятий»;
работа с активом музея по подпрограмме «Наш музей».
Темы занятий для младших школьников и воспитанников д\сада:
«Бабушкин сундучок», «Сказки Лешего», «Посиделки у тети Дуни», «Как жили люди в древности», «О чем рассказала лучина», «Деньга – денежка».
Темы занятий для школьников среднего и старшего звена:
«Урок в гимназии», « Русское чаепитие», «Русские художники в нашем крае», «Жизнь и творчество заслуженного художника России П.Ф.Шардакова», «Однажды на гулянии», «Русская свадьба».
Темы экскурсий:
«Оханск – город древний», «Церкви Оханска», «Образование в Оханском уезде», «Оханский метеорит», «Сибирский тракт».
Предполагается пополнение тем для занятий и экскурсий.
Экспозиционно – выставочная деятельность.
Цель: вызвать интерес посетителей музея к экспонатам.
Формы: создание экспозиций, витрин, выставок: временных, передвижных и постоянных.
Тематико-экспозиционный план.
№ Название темы. Содержание .Форма показа. Место.
Крестьянский быт – конец 19 – начало 20 века
1 «Работы Балашовой Анны Разные виды вышивки – гладь Салфетки, подвесы, наволочки, скатерти Задняя стена межкомнат-
Филипповны» «Работы Хадеевой Лидии Гареевны» и крестиком; строчки; мережки ной перегородки из шкафов
2 Рукоделие Предметы для прядения, глажки и ткания дорожек. Прялки, веретено, ткацкий станок, щетка для чесания льна, утюги: литочугунный и с углями, валик каток и для глажения, деревянный валик для наматывания ниток, приспособление для скручивания ниток. Стена и стол
3 Кухонная утварь Предметы, используемые для приготовления пищи Туеса берестяные, глиняная утятница, глиняные горшки, чайные коробки, сито, деревянная маслобой-ня, ушат для теста, плетенные чашки, примус, рыльник, лучковая пила. Тумбы
4 Часы — Часики Набор настенных часов Часы с кукушкой, металлические, декоративные, будильник
5 Уральская печь Макет печи с предметами для приготовления пищи Ухват, сковородница, кочерга, чугунки, туеса. На макете печи и рядом
6 Горница Комната с двумя столами и сундуком, с уголком для икон. Самовары: дровяной и электрический; коромысло, лампадка, кадило, сундук, зеркало, деревянный стул, проигрыватель и пластинки. Стена и угол комнаты.
«Соломенное чудо» — объединение «Флористика» МОУДОД «ЦДТ»
1 Объединение «Флористика» Декоративная композиция из изделий, выполненных из соломки, рогоза, растительного Соломенные петух, курица и лебедь, панно «Семейка», панно «Девушка», птицы, подсолнухи, снопы. Объединение «Резьба по дереву» МОУДОД «ЦДТ»/
1 «Резьба по дереву» Творческие работы членов объединения: деревянные маски, панно, подсвеч-ники, шкатулки, скульптуры. Панно «Хозяйка медной горы», «Данила мастер» и многие другие изделия из дерева. Столы, стена.
Тематические экспозиции
1 Керосиновые лампы Освещение до изобретения электричества Керосиновые лампы: декоративная, переносная, настольная; короб для свечи. Стол — витрина
2 Фото и видеокамеры Набор фотоаппаратов и видеокамер различных по виду и по времени изготовления. Фотоаппараты: «Смена», «Любитель», « Мыльница»; транзистор; 2 видеокамеры. Стол-витрина
3 «Сосчитайка» Счетные приспособления разных времен. Счеты бухгалтерские, арифмометр, первый калькулятор. Стол-витина
4 «Защитники Родины» Материал о героях Великой Отече-ственной войны, о военнослужащих Макет подводной лодки «Курск», военные фуражки, кобура для пистолета, альбомы» У войны не женское лицо» и «Они сражались за Родину». Стол-витрина
5 «Юбилейные даты 2014 года в истории Оханского района» Отмечены даты из истории Оханского района, которые в 2014 году являются юбилейными Материал с описанием юбилейных дат, с фото города. Плакат на стене
6 «Наивное» искусство А.В.Зеленина Творчество самобытного художника – земляка. Тексты с материалом о творчестве А.В.Зеле-нина, фото художника и его произведений. Плакат на стене
7 «Пионерия Прикамья» Материал по истории пионерского движения в крае и районе Пионерский барабан, значки, открытки, альбом «Пионерия Прикамья», подшивка газеты «Пионерская правда», книги и брошюры о пионерии.
Стена и стол – витрина.
Планируются временные выставки, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества, «Народная кукла», «Куклы – обереги», «Вот пришла Коляда…» и другие.
Подпрограмма «Фестиваль краеведческих занятий».
Цель:
проведение краеведческих мероприятий для учащихся школ района.
Задачи:
Формировать знания учащихся школ и воспитанников детских садов по истории края, района и города;
Воспитывать патриотические чувства;
Развивать у обучающихся устойчивый интерес к истории и культуре своей страны и Малой Родины.
Содержание:
История Оханского уезда:
Первые сведения о земле Оханской. Образование в Оханском уезде. Сибирский тракт. Старинные улицы. Церкви Оханска.
Народные приметы и праздники:
Народные приметы. Народные и православные праздники: Осенины, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица.
Итоговая игра «Счастливый случай».
К проведению занятий привлекаются педагоги дополнительного образования краеведческого направления МБОУ ДОД «ЦДТ», проводятся выездные занятия (по согласованию с педагогами школы и детских садов).
К участию приглашаются учащиеся школ района, воспитанники детских садов и местные краеведы. Занятия проводятся отдельно для учащихся начального и средне — старшего звена по субботам.
Формы проведения занятий:
показ электронных презентаций;
театрализованные моменты;
викторины;
заполнение листов активности;
беседы по теме.
Формы контроля усвоения знаний:
На каждом занятии проводится рефлексия в виде заполнения листов активности и ответов на вопросы.
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания:
У обучающихся появится устойчивый интерес к истории и культуре своей страны и Малой Родины.
Расширится круг знаний по краеведению: фольклору, народным традициям и обычаям, истории вещей и событий, значимым людям края.
«Фестиваль Краеведческих Занятий» 2013\2014 учебный год (план мероприятий).
Подпрограмма «Наш музей»
Цель: Выявление интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала.
Задачи:
* обучать актив работать с документальными и вещественными экспонатами и фондами музея;
* способствовать привитию навыков по умению организовывать и проводить экскурсии и мероприятия;
* формировать умение оформлять и защищать свои исследовательские работы;
* знакомить с исследовательской деятельностью: определением темы, цели и задач, гипотезы, а также организацией исследовательской работы.
Ценность научно- исследовательской работы заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в ВУЗ.
Результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение детей, но и личностное развитие ребенка: повышение самооценки и уверенности в себе. Дети не боятся обсуждать и анализировать свои гипотезы, чувствуют себя востребованными как личности, состоявшиеся в научном плане.
Занятия проводятся на базе музея МБОУДОД «ЦДТ» «Старина Оханская».
Формы обучения:
* беседы, тренинги
* решение ситуационных задач;
* музейные уроки;
* практические занятия (работа с документами, первоисточниками и т.д.);
* исследовательская деятельность;
* создание электронных презентаций.
Содержание:
Знакомство с содержанием экскурсий и практическая работа по их проведению.
Знакомство с исследовательской работой: тема, цели и задачи, гипотеза, организация, оформление исследовательской работы, подготовка к защите.
Формирование навыков выступления, умения говорить перед публикой.
Ожидаемые результаты
Члены актива музея познакомятся с краеведческим материалом, появится мотивация получать знания по истории Малой Родины.
Пополнятся фонды музея, будут разработаны новые экскурсии и конспекты занятий.
Учащиеся приобретут исследовательские навыки и умения, научатся выступать перед публикой с защитой своих исследовательских работ, смогут проводить экскурсии.
Обучающиеся должны знать и уметь:
* анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы;
* работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
* иметь навыки решения творческих задач;
* представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект, реферат, газета и т. д.);
* принимать участие в коллективной работе;
* взаимодействовать с социальным окружением.
Обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности:
* видеть проблемы;
* ставить вопросы;
* выдвигать гипотезы;
* давать определение понятиям;
* классифицировать;
* наблюдать;
* проводить эксперименты;
* делать умозаключения и выводы;
* структурировать материал;
* готовить тексты собственных докладов;
* объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
«Фестиваль краеведческих занятий» 2013 \2014 учебный год план мероприятий
№ Тема. Дата проведения. Содержание.
1-2 «Осенины» — осенние православные праздники
1-4 классы, 5-11 классы,
12 октября 11.00,26 октября 11.00.
Электронная презентация, викторина, фольклор.
3-4 «Древний край Оханский». Первые сведения о земле Оханской.
1-4 классы, 5-11 классы, 23 ноября 11.00, 30 ноября 11.00
Электронная презентация, викторина, фольклор.
5 «Оханск – город старинный». Сибирский тракт, улицы, церкви.
1-4 классы 7 декабря 11.000.
Виртуальная экскурсия, викторина
6 «Ямщицкая песня». Сибирский тракт, улицы, церкви.
5-11 классы 14 декабря 11.00.
Виртуальная экскурсия, викторина
7 «Раз в крещенский вечерок…». Зимние православные праздники.
1-4 классы 18 января 11.00.
Театрализованное представление, электронная презентация.
8 . «Располным – полна моя коробушка».Зимние православные праздники.
5-11 классы 25 января 11.00
Театрализованное представление, электронная презентация
9 «Образование в Оханском уезде».
5-11 классы 15 Февраля 11.00.
Электронная презентация, викторина.
10. «Народные приметы».
1-4 классы 15 Марта 11.00
Электронная презентация, игра.
11. «Пасха – Великое воскресенье».
1-4 классы 19 апреля 11.00
Театрализованное представление, электронная презентация.
12 «Летние православные праздники».
5-11 классы 26 апреля 11.00
Театрализованное представление, электронная презентация.
13-14 «Счастливый случай» .
Игра 1-4 классы, 5-11 классы 24 мая 11.00, 17 мая 11.00
Электронная презентация, игра.
Список литературы.
1.«Биогеография и краеведение» Пермь, 1977
2.«Герои Труда» Пермь, Пермское книжное издательство, 1970
3.«Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики»
Панкратова Т.Н., Москва «Владос» 2002
4.«Золотые звезды Прикамья» Пермь, Пермское книжное издательство, 1988
5.«Именитые люди, бароны и графы Строгоновы» Пермь, Издательство Ассоциации генеологов – любителей, 1996
6.«Основы геральдики. Российская и пермская символика».
Николаев Ю.К., Пермь, 2002
7.«Природа Оханского района» Трофимова Т.И., Оханск, 2007
8.«Оханск. Пермский край». Пермь, Пермское книжное издательство 2002
9. «Оханск. 200 лет» Пермь, Пермское книжное издательство 1980
10.«Оханский район. 85 лет со дня образования» ООО «Печатник» 2009
11.« Оханский район. 90 лет со дня образования».2013
12.«Работа со школьниками в краеведческом музее»
под редакцией Лановой Н.М., Москва, «Владос», 2001
13.«Родное Прикамье» Красноперов Д.А.,Учебная хрестоматия, Пермь, 1997
14.«Страницы истории земли Пермской. Прикамье с древних времен до начала 18 века» Пермь, «Книжный мир» 1995
15.«Страницы истории земли Пермской» Ч.2 Пермь, «Книжный мир»