Маршрут № 1. Старинный Оханск, путь в 235 лет.
Современному городу Оханску, получившему статус уездного города 27 января 1781 года, в 2016 году исполнится 235 лет, а в 2017 году исполнится 370 лет со дня появления Оханского поселения (по переписи 1647 года, сделанной – воеводой Елизаровым по велению графов Строгоновых)
Материал предоставлен и отредактирован методистом МБУ ДПО «ММЦ» — фото — Болотова Елена Николаевна.
Материал хранится в фондах музея «Старина Оханская», частично предоставлен Оханским краеведческим музеем,
современные фотографии — Алексей Николаевич Косых,
члены актива музея «Старина Оханская»,
старинные фотографии 1913-1917 годов – Пермяков Яков Николаевич.
Фото № 1 – карта города 1913 года
Рассмотрим карту города 1913 года. Северной окраиной городка была река Кама.
На юге границей служила улица Южная — сейчас Пионерский проспект, на востоке – Восточная – сейчас улица имени Ульяны Громовой, на западе – Западная – сейчас улица Серова. Дальше этих границ город не мог расширяться, так как, к нему вплотную подходили поля крестьян Притыкинской волости. К 1913 году в городе проживало 2503 человека мужского и женского пола. Из этого числа жителей 1200 человек занимались земледелием, 122 — кустарным и ремесленным делом, 92 — содержали лавки и занимались торговлей, 190 человек были чиновниками, 16 человек — церковнослужителями. В городе было создано общество потребителей, ссудо-сберегательное общество, 34 торговых предприятия, несколько паровых лесопилок и мукомолен.
Почти 100 лет назад в городе было 32 каменных дома и 5 полукаменных.
И как всегда, в центре такого огромного уезда развивалась торговля.
Фото № 2 –базарная церковь 1914 г.
Фото № 3 – базарная церковь 1934 г.
Фото № 4 – базарная церковь – Культурно-досуговый центр – 2008 год
На месте современного стадиона находилась базарная площадь, на ней располагалось много лавок. Здесь проходили ярмарки. Четыре раза в год сюда съезжались местные купцы и купцы из других городов. Стекался народ и с окрестных деревень: кто-то хотел что-то продать, а кто-то что-то купить. Самый различный товар, от пуговиц до дорогих ковров, привозили купцы. После удачной торговли и продавцы, и покупатели ставили свечи, благодарили Бога, и поэтому решено было на базарной площади поставить церковь. Из отчета о состоянии церквей Оханского уезда за 1913 год: «Церковь заложена в 1910 году. Названа она во имя Серафима Саровского, строится хозяйственным способом, по преимуществу купечеством и мещанами сего города…»
К 1917 году эта церковь была построена, но так и не была освящена. В советское время здание передавали под гостиницу, овощесушильный завод, кинотеатр, затем церковь была приспособлена под Оханский районный Дом культуры.
В наше время эта церковь известна в нашем городе как «спрятанная» церковь, которая так и не служила по своему назначению.
Фото № 5 Центр детского творчества
На стадионе стоит красивейшее здание города, где расположился Центр детского творчества. Здание было построено в 1908-1909 годах. Трехэтажный каменный корпус выстроили для реального училища, которое не помещалось в старое здание по улице Пермской (Ленина). В послереволюционный период здесь располагалось педагогическое училище, педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны – помещение занимал военный госпиталь. В конце прошлого века здание было отдано под Детский дом.
Фото № 6 Пожарная
Рядом с Центром детского творчества на улице Средней (Красная) находилось здание пожарной части.
Молодежью города была организована добровольная пожарная дружина. Одновременно они развернули художественную самодеятельность. Начальник пожарной охраны написал сценарий повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Режиссерами спектакля были учитель Бурцева Т.К. и агроном Радченко Д. Г. Завоевав популярность у зрителей, пожарная дружина проводила свои праздники. На городской площади уездный исправник принимал парад. Затем давалось показательное тушение пожара, ставился спектакль, заканчивалось все танцами и народным гуляньем. На эти праздники приезжали люди со всего уезда, не менее, чем на религиозные.
Фото № 7 Присутственный дом
В здании располагалось присутственное место. Сидящие здесь чиновники принимали жалобы от горожан, помогали решать различные бытовые и трудовые вопросы. Улица была названа Присутственной, в честь этого учреждения.
Фото № 8 Мастерские Каменских Д.Ф.
Фото № 9 Библиотека
Рядом с базарной площадью (стадионом) на улице Присутственная (Волкова) находились мастерские Каменских Д.Ф., под началом которого работало 50 учеников.
По данным 1897 года в Оханске был развит столярный промысел, носивший исключительно ремесленный характер. Работа столяров ограничивалась удовлетворением спроса местного населения в необходимых предметах домашнего обихода, как например, оконные рамы, мебель и т.д. поэтому они всегда работали по заказу горожан или соседних крестьян, «для сбыта же на базарах ничего не производилось».
Сейчас здесь расположена районная библиотека.
Фото № 10 – кладбищенская, тюремная церковь имени святого Александра Невского
Фото № 11 — Церковь имени Александра Невского 1913 год и здание острога
Основана церковь имени святого Александра Невского в 1891 году. В ней разрешалось молиться людям, идущим на каторгу в Сибирь, поэтому ее называли тюремной.
Строительство церкви велось при помощи населения, и в основном купцов и мещан города.
Тюремная, кладбищенская церковь Александра Невского стояла на углу улиц Пермская и Кладбищенская (Ленина и Громова), представляла из себя, красивейшее бело-голубое здание, построенное из дерева. Недалеко от церкви– острог, где ночевали каторжане, идущие по тракту в Сибирь. Сейчас здание острога для каторжан — простое жилое помещение.
Церковь была построена за территорией тюрьмы, при новом городском кладбище, ее посещали и горожане, которые входили в церковь через главный вход по паперти. А для арестантов был предназначен специальный вход сбоку здания. Каторжане заходили внутрь церкви по балкону и были не видны тем, кто молился там. Таким образом, арестованные не могли общаться с горожанами.
Александро – Невская кладбищенская церковь была закрыта постановлением Пермского облисполкома в августе 1939 г. Здание ее первоначально передали детской технической станции, затем, после реконструкции, отдали в ведение клуба Оханской швейной фабрики. После того, как была снесена колокольня и убраны купола, здесь располагался Дом Культуры, затем клуб «Швейник».
Здание Александро – Невской церкви было передано общине верующих только в 1990 г Православные прихожане уже приступили к ремонту здания церкви, но в мае того же года деревянная церковь сгорела.
В наше время место, где стояла церковь заросло кустами, и известно оно в городе как место «жаркое» (рядом была городская баня), «веселое» (в клубе «Швейник» проходили танцы) и «грустное» (в честь исчезнувшей кладбищенской, тюремной церкви имени святого Александра Невского – намоленное место).
Фото № 12 Дом купца
Фото № 13 Улица Пермская 1913 год
По городу Сибирский тракт проходил по улицам Пермской и Успенской (Ленина и Советская). Старый Казанский тракт приводился в порядок и от Перми был проложен дальше в Западную Сибирь. В этот период наблюдается оживление и увеличение торговли, ежегодно по тракту провозили до трех миллионов пудов товара. Тракт улучшил связь Перми с другими городами. Средством передвижения по тракту были только лошади, в городе была открыта ямская станция. Зимой и летом тракт обслуживали крестьяне, ежегодно перевозя до 20 тысяч пассажиров.
В первой половине 19 века, когда революционные выступления всколыхнули Россию, напуганное политической активностью царское правительство отправляет в сибирские ссылки революционеров. Через Оханск в 1821 году проследовали в Сибирь солдаты Семеновского гвардейского полка; в августе 1826 года — 121 человек декабристов, сосланных за восстание на Сенатской площади в Петербурге. В 1827 году через Оханск за мужем в Сибирь, проехала Мария Волконская, везя в далекое Забайкалье послание А.С.Пушкина своим друзьям-декабристам. «Во глубине сибирских руд». Волконская встретилась в Оханске в назначенное время с М.И.Пушкиным (братом друга А.С.Пушкина И.И.Пущина). В мае 1835 года через Оханск проехал знаменитый русский публицист и писатель А.И.Герцен. В Оханской пересыльной тюрьме вместе с петрашевцами, сосланными в Сибирь, был в 1849 году Ф.М. Достоевский. Для колодников, следующих через Оханск, была построена тюрьма с четырьмя отделениями. Ежегодно по тракту прогоняли до 18 тысяч арестованных.
Фото № 14, 15, 16 Дома купцов на улице Елизаветинская (Первомайская)
Фото № 17 улица Елизаветинская (Первомайская) 1914 год
Фото № 18 Реальное училище 1914 год
Фото № 19 детский сад № 4 (фото пока нет).
22 сентября 1848 года в городе открылось первое учебное заведение — одноклассное мужское приходское училище Министерства народного просвещения. В первый год его существования в училище поступило 28 человек. В 1909 году реальное мужское училище переехало в новое трехэтажное здание, так как места в этом здании уже не хватало.
В доме по улице Пермская (Ленина) находился народный театр, в советское время – начальная школа, затем детский сад № 4.
Цель создания народного театра — развитие и внедрение культуры в массы. Была создана особая земская «передвижная группа» исполнителей для обслуживания населения города и близлежащих селений спектаклями по дешевой расценке. Городским жителям были поставлены спектакли: «Не все коту масленица», «Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Рыбаки» и другие.
Фото № 20 – Успенский собор 1917 год
Фото № 21 казначейство и Успенский собор 1914 год
Фото № 22 Разрушенный храм
Фото № 23 Успенский собор 2014 год
Профессор Пермского госуниверситета Г.Н. Чагин назвал Успенский собор жемчужиной Оханска.
Красивейший белоснежный собор, похожий на корабль стоит на высоком берегу реки Камы. Еще с начала появления города здесь стояла деревянная Успенская церковь.
Эта церковь осталась городу от монастыря, к концу 18 века она обветшала. До начала XIX в. на месте собора стояли две деревянные церкви в честь Успения Божией Матери и соловецких монахов Зосимы и Савватия. Одними из основателей монастыря и были соловецкие монахи, которые бежали на Каму от расправы царя после восстания в монастыре.
Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 году с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г). Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г.
В открытии храма участвовал Чайковский В.П., один из первых Оханских градоначальников, герой войны с Наполеоном 1812 года, гуманный прогрессивный деятель 19 века, родной дядя великого русского композитора Чайковского П.И.. Он был погребен в г.Перми у стен храма Всея Святых.
В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Успенский собор имел сложную композицию, отличающуюся целостностью, монолитностью и одновременно, изяществом.
Высота Успенского собора со шпилем колокольни достигала 47 метров. Купола виднелись за 30 километров. Зелено-голубые, они сливались с цветом неба. Кресты были позолоченные. Сам храм был белоснежным (его белили 2 раза в год). Ограда из художественного литья. В черную окантовку вварены желтые и оранжевые цветы. Вход с колоннами. Дальше паперть. Открывается дверь – иконостас (был очень богато украшен золотом, серебром). Вверху красивые большие люстры бронзового литья.
Собор в честь Успения Божией Матери был главным храмом Оханского уезда, который простирался от Бабки и Ножовки (Частинский район) до Хохловки, Сивы и Карагая, т.е. охватывал территорию 11 нынешних районов Пермского края.
С 1940 г. по 80-е гг. XX в. в храме разместились цеха промкомбината Очерского леспромхоза. Здесь делали мебель. Работали станки. Часто бывали пожары и даже взрывы. Все это способствовало разрушению собора.
В годы войны в храме изготовлялись приклады к винтовкам и автоматам, финские лыжи, телеги и сани.
После Великой Отечественной войны предприятие изготовляло мебель: шифоньеры, комоды, тумбочки, диваны и т.д.
В середине 90-х годов прошлого века собор был заброшен, лишился трети колокольни, металлической крыши, утерял окна и двери.
Рядом с собором было кладбище, располагалось оно вдоль берега. Там до советских времен хоронили знаменитых людей города и священнослужителей.
У могил день и ночь горели лампады. Были установлены мраморные памятники.
Во времена советской власти кладбище было разрушено, надгробия вместе с могилами были свалены тракторами в овраг, на его территории долгое время пасли скот.
Почти 20 последних лет собор пустовал, так как никто не брался за ремонт и реконструкцию здания.
Восстанавливать Успенский собор начали в августе 2007 года. Организатор восстановления – Ширинкин Александр Викторович – судья в отставке – краевед – любитель – признан победителем конкурсов «Человек года – 2001» и «Человек года – 2007».
Весь город принимает участие в восстановлении храма.
Фото № 24 — часовня в честь Новомучеников и исповедников Земли Российской – 2012 год
Рядом с собором во времена Гражданской войны проводились расстрелы и казни тех, кто мешал советской власти. Массовый расстрел офицеров и казнь священнослужителей произошли, когда к городу подходили войска Колчака. Священнослужителей топили в проруби в Каме, привязав к ногам железные кровати.
На месте расстрела царских офицеров, жандармов и полицейских установлена часовня в честь Новомучеников и исповедников Земли Российской.
С восстановлением собора связано несколько легенд, в том числе – явление Божией Матери перед собором.
Фото № 25 Дом протоирея 2014 год
Через дорогу от Успенского стоит дом протоирея Знаменского.
Александр Иванович Знаменский имел большой авторитет в губернии: он был депутатом Пермской Думы. После революции пришлось бежать вместе с Колчаком в Сибирь, чтобы не попасть под репрессии.
По дороге, уже за Уралом в поезде начался тиф. Александр Иванович и его жена – Аппинария заболели и умерли. Но поезд не останавливался для похорон, так как его преследовали войска Красной армии. Пришлось завернуть их трупы в простыни и спустить с идущего поезда прямо на снег. Вместе с родителями ехали четыре дочери. Им удалось доехать до Новосибирска. Но трое из них – Августа, Екатерина и Мария вскоре умерли. Осталась одна Вера.
Сын протоирея — Знаменский Александр Александрович. Окончил императорскую капеллу в Петергофе. Ему было присвоено звание дворянина. Он был композитором и прекрасно пел. В Оханске до революции была своя опера. Когда семья переехала в Оханск, Александр Александрович пел в театре, который располагался на углу улиц Красная и Кирова, назывался Народным домом, здание это сгорело в 1919 году. Был дружен с Дягилевым, который бывал у него в гостях в Оханске. В Гражданскую войну был призван в Красную армию. С одним из отрядов Красной армии преследовал отступающую армию Колчака.
Фото № 26 Казначейство
Первое каменное здание, построено в 1800 году для казначейства Оханского уезда. В советское время был банк, затем спортивный зал коррекционной школы.
Фото № 27 Земская управа – Строгоновский колледж
В здании располагалось земское управление Оханского уезда и сельскохозяйственный музей, основанный в 1906 году. Первоначально это был сельскохозяйственный музей-выставка. Целью его создания являлась пропаганда новых начинаний в земледелии, животноводстве и в быту. В музее были представлены новые модели машин и орудий, скотных дворов и маслобойных заводов, образцы семян растений, ветеринарные инструменты и так далее. До 1912 года музей устраивал выставки, а с 1912 года стал краеведческим (научно-историческим) и разместился в двух комнатах уездной управы. Просуществовал музей до 1927 года.
Фото № 28 Женская гимназия – Коррекционная школа
1 сентября 1901 года в городе открылась трехклассная женская гимназия. Ее порог в этот год переступили 45 учениц. В августе 1905 года гимназия стала семиклассной, а в 1906-м — восьмиклассной.
Выпускницы гимназии работали учителями во многих школах уезда. Учениц набирали в деревнях, среди способных детей. Обучались они на средства меценатов.
В советское время в здании располагалась восьмилетняя школа, затем коррекционная школа.
Фото № 29 Оханский острог – магазин «Россия»
Здание было построено для острога (тюрьмы) для жителей Оханского уезда. Камеры располагались в подвальных помещениях.