Старина Оханская

Отдел образования Оханского района — лучшие кадры

Дорогие читатели!

Перед вами сборник материалов о жизни  и деятельности заведующих отделом народного образования Оханского района.

ХХ век – время великих открытий и перемен — завершился. Данный сборник призван донести до сегодняшних и будущих жителей Оханского муниципального района правдивые картины ушедших лет. Среди представленных героев нет главных и второстепенных: каждая личность, обладая изюминкой руководителя, на посту заведующего отделом народного образования уникальна.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Помогать человеку развиваться, получать образование, воспитывать добрые чувства призваны учебные заведения.

Главная задача районо – руководить и направлять деятельность школ района. Большое значение имеет личность учителя, его эрудиция, весь его облик. Учащихся воспитывают не только содержание учебного материала, средства и способы обучения, но и личность учителя. Воспитательное воздействие учителя зависит от того, насколько он принципиален и справедлив в своих делах и поступках, насколько он методически подкован. Все эти вопросы решает районо под руководством заведующего отделом.

Данный сборник – материал, имеющий историко-познавательное значение для учителей, которые поднимают свой авторитет, уровень обучения и воспитания. Это история, дань и память тем людям, которые работали на посту заведующих Оханским районо.

Лидия Михайловна Шеланова,

ветеран педагогического труда

18.10.2012г.

Отдел образования Оханского района — лучшие кадры

Безымянный

Хронологическая таблица

 

Период работы ФИО
1 июнь 1931 по январь 1933 Вяткин А.
2 февраль 1933 по апрель 1934 подпись непонятная
3 июль 1934 по 1 октября 1937 Струков Михаил Александрович, зав.районо
4 октябрь 1937 по февраль 1938 Ширинкин Иван Михайлович, инспектор
5 февраль 1938 по август 1938 Болотов И.Н.
6 сентябрь 1938 по август 1939 Жданова М.И.
7 сентябрь 1939 по август 1940 Катаев П.
8 август 1940 по 16 сентября 1940 Струков Михаил Александрович
9 16 сентября 1940– 14 июля 1941 Михайлов Петр Иванович
10 15 июля 1941- 10 января 1951 Вшивкова Парасковья Степановна, зав.районо
с ноября 1944-1947 Силина Екатерина Ивановна, зав.гороно
11 10 января 1951 -25 декабря 1957 Аверин Анатолий Григорьевич
12 25 декабря 1957-январь 1960 Шефер Даниил Николаевич
13 1 февраля1960-30 декабря 1962 Бояршинова Лина Григорьевна
14 27 января 1965-30 сентября 1970 Аверин Анатолий Григорьевич
15 30 сентября 1970-август 1980 Коскова Анастасия Егоровна
16 сентябрь 1980-декабрь 1980 Порсев Михаил Филиппович, исполнял обязанности
17 январь 1981-6 апреля 1982 Вяткина Зинаида Николаевна
18 19 апреля 1982-июнь 1986 Вахрушева Валентина Александровна, зав.районо
19 29 августа 1986-июнь 1993 Кондрашков Петр Михайлович, зав.районо
20 29 сентября 1993-17 января 2001 Малютина Людмила Михайловна, начальник РУО
21 17 января 2001-13 декабря 2005 Вяткина Елена Петровна, начальник управления образования
22 14 декабря 2005-05 февраля 2006 Макарова Е.П., ИО начальника управления образованием администрации Ох. Района
23 с 6 февраля 2006 Макарова Екатерина Петровна, начальник управления образованием админ. Ох. муниц.района
24 с 1 августа 2010-31 декабря 2012 Макарова Е.П., начальник управления бюджетными учреждениями администрации Оханского  муниципального района
25 с 1.01.2013 

С 20.02.2013

Винокурова Елена Валерьевна, заместитель главы администрации Оханского муниципального района, начальник Управления муниципальными учреждениями,Нечаева Анна Геннадьевна, заместитель начальника Управления муниципальными учреждениями, начальник отдела образования 

 

Струков

Михаил Александрович

strukov

Струков Михаил Александрович родился 24 декабря 1902 года в Нижнем Тагиле Свердловской области в семье рабочего. Место работы родителей — Нижнетагильский металлургический комбинат.

Михаил Александрович был коммунистом, работал на руководящих должностях. В 1939 году – директор детского дома, с июля 1934 года по октябрь 1937 года был заведующим Оханским районо, затем председателем райисполкома.

Михаил Александрович был хорошим отцом, воспитал шестерых детей. В свободное от работы время занимался охотой, рыбалкой.

С первых месяцев участвовал в ВОВ, был связистом. В конце 1942 года контужен и демобилизован.

В 1951 году трагически погиб (г.Усолье Пермской области).

Из воспоминаний дочери, Струковой Нелли Михайловны

 

Жданова

Мария Ивановна

Gdanova

Из воспоминаний учеников:

Людмила Александровна Попова помнит своего классного руководителя:

— Мария Ивановна была для меня ярким лучом в пионерской жизни.

Она первая познакомила меня с замечательными книгами «Васек Трубачев и его товарищи», «Витя Малеев в школе и дома» и еще многими, которые стали для меня настольными.

Мы всем классом влюбились в математику, потому что преподавала ее наша Мария Ивановна. Она очень скромный, доброжелательный человек и в каждом из окружающих видела хорошее. Она не кричала, не выходила из себя, не напускала на себя строгость – просто всегда была сама собой. Мы доверяли ей первые ребячьи тайны и гордились этим. Для нас она была надежным другом.

Будучи взрослой, я всегда с нетерпением ждала весточки от нее. Какие прекрасные письма она писала! Вот выдержки из них.

  • «Вновь наступает весна. Скоро вскроется Кама-камушка… Вот чего мне здесь не хватает. У нас горная речушка – никакого сравнения. Оханск – светлая полоса моей жизни. Своих коллег вспоминаю с большой теплотой. Каждый отдавал школе все, что мог. Я помню наши спектакли.»
  • «Как завидую вашей встрече и хочу быть с вами, но не имею возможности. У каждого из вас свой путь, но я рада, что у вас остались добрые чувства к своим одноклассникам.»
  • «…Спасибо тебе, Люда, за весточку о Наде (Власовой). Очень рада. По-моему, из нее получится хороший директор школы.

Другая ученица Ждановой, Надежда Степановна Власова, рассказала, что только благодаря Марии Ивановне она стала учителем математики, с ее легкой руки поступила в институт.

— Она выделялась среди учителей внутренним обаянием и природной интеллигентностью, — говорит Н.С.Власова. – Это очень выдержанный и умный человек и, наверное, не зря она стала потом секретарем райкома партии по идеологии.

— Я помню Марию Ивановну как своего первого наставника, — говорит депутат Земского собрания, учитель Л.М.Шеланова. – Я начала тогда работать пионервожатой, а Жданова была в школе секретарем парторганизации. Она мне очень много помогала, и я искренне благодарна ей за это.

В 1963 году Оханск перестал быть районным центром, промышленность отошла к Очеру, сельское хозяйство – к Нытве. А когда район вернулся на круги своя, семьи Ждановых уже в городе не было.

Прошло уже сорок лет. Не одно поколение сменило друг друга, а Мария Ивановна осталась в истории города, в сердцах своих учеников как образец человека и общественного деятеля, имя которому – учитель.

 Светлана Дащенко, материал районной газеты.

Вшивкова

Парасковья Степановна

vsivkova

Прасковью Степановну я вспоминаю строгой, требовательной, но всегда справедливой…  На всю жизнь остался в моей памяти эпизод устройства на работу. Вместе со мной в район были направлены три девушки из Пензы, окончившие педагогический институт. Одна из них пришла в ярком зеленом платье с крупными цветами. Прасковья Степановна сказала: «Идите и оденьтесь так, как соответствует одеваться учителю». Девушка ушла и вернулась в строгом рабочем костюме.

Из воспоминаний

Надежды Георгиевны Казымовой

В моей трудовой книжке первая запись гласит: «Принята на работу в Оханскую среднюю школу в должности старшей пионервожатой и учителя истории 5-7 классов». На работу меня приняла Вшивкова Парасковья Степановна.

Эта принципиальная женщина душой болела за работу общеобразовательных учреждений района. Была требовательна, но голоса не повышала, обладала выдержкой, свой стиль подчеркивала строгой, официальной одеждой.

Доброжелательно относилась к начинающим педагогам. Вот и для меня она остаётся учителем по жизни и в работе. Парасковья Степановна делилась своим опытом работы, указывала мне на ошибки. Вместе с ней мы искали пути эффективного обучения и воспитания учащихся.

Парасковья Степановна работала после районо завучем в Оханской средней школе.

Из воспоминаний Лидии Михайловны Шелановой

Силина

Екатерина Ивановна

Cilina

Екатерина Ивановна родилась старшей дочерью в большой семье Миковых  Ивана Павловича и Анфусы Николаевны 7 декабря 1916 года в деревне Постаногово (очень красивое место) Рождественского района.

В 1937-м после 4-х мес. курсов на биологическом отделении при Пермском госуниверситете, Екатерину приехала работать в Таборскую школу Оханского района преподавателем химии, биологии и физ.культуры. Одновременно она подала документы на заочное отделение Пермского госуниверситета.

В Таборской школе Екатерина Ивановна проработала четыре года.

В ноябре 1944 года Екатерину Ивановну перевели работать заведующей гороно. В октябре 1945-го Е.И.Силину награждают медалью за доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.

В 1947 году организации при горсовете ликвидируются, и Екатерина Ивановна вернулась в школу преподавателем биологии. Школа, ученики требовали постоянного систематического напряжения. На плечи Е.И.Силиной легла организация пришкольного участка, на котором она проводила опытническую работу – в 50, 60, 70 годы неоднократно была награждена грамотами и благодарностями за организацию сельскохозяйственных выставок, и за успехи в садоводстве и огородничестве. Она была идеологом озеленения Пионерского проспекта. Учащиеся всех школ были вовлечены в эту работу. Весной на проспекте высаживали цветочную рассаду, и на протяжении всего лета цветочные клумбы украшали улицу города. Пионерский проспект был любимым местом для прогулок оханских жителей.

В 1971 году, проработав 34 года педагогом, Екатерина Ивановна вышла на заслуженный отдых.

Из воспоминаний дочери, Веры Павловны Анисимовой

Аверин

Анатолий Григорьевич

Averin

Педагоги района, руководство, коллеги, с уважением и признательностью отмечают высокий профессионализм, деловые и личные качества Анатолия Григорьевича Аверина, его многолетнюю педагогическую деятельность: свыше 30 лет этот замечательный человек трудился в органах народного образования, пройдя путь от учителя до директора школы и заведующего районо. Ценили Анатолия Григорьевича за аналитические способности, умение планировать работу, осуществлять руководящие функции и контролировать выполнение поставленных задач. За время работы он зарекомендовал себя не только  дисциплинированным руководителем, но и инициативным и способным взять на себя ответственность в принятии решений по сложным вопросам, находящиеся в его компетенции.

Накопленный им опыт работы руководителем способствовал продвижению новых идей и перспектив в области образования в Оханском районе. Активная жизненная позиция не позволяла А.Г. Аверину сидеть без дела: он занимался военно-патриотическим воспитанием и обучением молодежи, не остались без внимания пропагандистская деятельность, профсоюз, группа народного контроля и партийная жизнь района. Анатолий Григорьевич личным примером демонстрировал отличное знание нормативных и правовых актов, его способность к самообразованию помогала в деле распространения политических и научных знаний среди учащихся. Определенные результаты принесла работа во Всесоюзном обществе «Знание». Добросовестный учительский труд А.Г.Аверина заслуженно отмечен знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

В суровые военные годы он защищал Родину, участвуя в боях за Ленинград и на других фронтах ВОВ.

Где бы ни трудился Анатолий Григорьевич, всегда проявлял партийную принципиальность, гражданскую ответственность, активную жизненную позицию. Постоянно участвовал в общественной жизни, неоднократно избирался членом райкома партии, депутатом районного и городского Советов, работал пропагандистом в различных общественных организациях.

В отношениях с коллективом и подчиненными он был глубоко интеллигентным человеком. В общении интересным, общительным, весёлым, хорошим собеседником.

В кругу семьи был очень хорошим отцом и дедушкой. Он душевно играл на баяне, благодаря чтению был эрудированным, любил стихи, особое предпочтение отдавал С.Есенину. Для  рыбалки выбирал красивые тихие заводи, где можно посидеть с удочкой и поплавком. С удовольствием проводил время в саду, не отказывался от огороднических работ.

Анатолий Григорьевич принимал активное участие в общественной жизни, занимался в художественной самодеятельности, не упускал случая показать себя в спортивных мероприятиях города и района.

Шефер

Даниил Николаевич

sefer

Даниила Николаевича помню, когда училась я в Оханской средней школе в 50–х годах. Его уроки истории были всегда интересными, особенными, отличительными от других уроков в ту пору.

Помню, звонок, в класс входит Даниил Николаевич, в руках карта и длинная указка, размером с самого учителя. Даниил Николаевич был очень маленького роста 150–160 см, крепкого телосложения, с очень живым лицом, крупными, выпуклыми глазами. По характеру с ребятами он был словоохотливым, шутливым, но и очень требовательным.

Урок начинался с объяснения нового материала, и только уже после начиналась проверка домашнего задания. Спрашивал нас учитель в основном с места, (видимо, Даниил Николаевич стеснялся своего роста) считая, что будет смешно, если рядом с учителем будет стоять верзила, ростом под 170 см. Опрос был быстрым, внезапным, особенно для лодырей. Мы сидели, как на иголках в ожидании, что будем подняты либо с добавлением к ответу, либо с изложением собственной точки зрения на ту или иную тему,  историческую ситуацию, получалась своего рода маленькая дискуссия, в которую был поневоле втянут весь класс. «Просто так» на уроке присутствовать было невозможно. Стыдно было тем, кто не знал домашнего задания.

Школьники всегда зарабатывали много оценок на уроках истории. По словам бывшей ученицы Надежды Степановны Власовой (Щукиной), у неё в четверти доходило до 8 оценок.

Для тех, кто хотел изучать историю более углубленно, Даниил Николаевич организовал  в школе исторический кружок.

Родился этот замечательный педагог в 1915-м, последние годы жизни Д.Н. Шефер провел в г. Выборге Ленинградской области, где и похоронен в 1981 году.

Из воспоминаний Людмилы Александровны Поповой

Коскова

Анастасия Егоровна

koskova

Я, Коскова Анастасия Егоровна, родилась 16 декабря 1928 года в д.Ольховке Острожского сельского совета Оханского района Пермской области.

В 1943-м окончила 7 классов Острожской школы, а в 1946 после Оханского педучилища направлена в Н-Лыпский детский дом Черновского района, где трудилась семь лет. Затем приехала в Оханский район и работала два года в редакции газеты «Колхозник». Затем шесть лет была завучем в Оханском детском доме №2. Вслед за мужем уехала в г.Горький, где преподавала русский язык в одной из школ города.

По возвращении в г.Оханск работала инструктором РККПСС, откуда в 1970г. по решению бюро РК была назначена заведующей отделом народного образования, где проработала 10 лет. Перед выходом на заслуженный отдых несколько лет отдала Оханской коррекционной школе.

Все годы работы были интересны и трудны по своему, но я хочу вспомнить годы работы районо.

В 1970 году я приняла от бывшего заведующего Аверина А.Г. 24 школы: 4 средних, 8 восьмилетних и 12 начальных. Все начальные школы были с печным отоплением, трудно приходилось с заготовкой дров, но хорошо помогали колхозы. Во всех школах было организовано бесплатное горячее питание и пришкольные земельные участки, где выращивали овощи. В средних и восьмилетних школах работали производственные бригады, которые успевали помогать колхозам в выращивании зерновых культур. В средних школах обучали вождению трактора. А вообще все учащиеся летом работали в колхозах, помогали на фермах.

Очень трудно пришлось нам выполнить Закон об обязательном среднем образовании. Тогда Б.Сосновское ПТУ не было средним, многие родители старались устроить туда своих детей, чтобы они быстрее получили рабочую специальность. Мы забирали оттуда документы и заставляли родителей устраивать своих детей в средние учебные заведения области. В течение двух лет мы достигли цели — все дети в районе получали среднее образование.

В школах работали учкомы, комитеты комсомола, советы пионерских дружин, все они помогали в повышении успеваемости, контроля  посещаемости, в укреплении дисциплины. В школах проходили интересные комсомольские собрания и вечера, пионерские сборы и костры, а 19 мая приезжали все дружины и стадион расцветал пионерскими галстуками. Все школы рапортовали о своей работе.

Очень помогали нам соревнования между школами. В условиях соревнования учитывался всеобуч, успеваемость, выполнение Закона об обязательном среднем образовании, работа кружков и секций, работа производственных бригад, организация горячего питания, участие в районных мероприятиях и т.д. Но школы соревновались не только внутри района, а район, в целом, соревновался по основным показателям с другими районами. Так несколько лет мы соревновались с Кировским районом города Перми, с Нытвенским и Очерским районами.

Здесь нам хорошо помогал райком профсоюза учителей. Мы проводили совместные мероприятия (открытые уроки, конкурсы и т.д.). Итоги подводились на совместных пленумах райкомов профсоюза.

При всех средних и восьмилетних школах были пришкольные интернаты, где дети жили и не ездили домой.

Школы были всегда укомплектованы кадрами учителей, т.к. мы ежегодно подавали заявки на учителей. Облоно направляло молодых педагогов после окончания институтов к нам. Наши специалисты были обеспечены жильём. Для учителей тоже строили колхозы, и бывало председателя колхоза не один раз вызовут на исполком или бюро РККПСС, если строительство задерживалось.

В районе тогда еще были две вечерние школы (в Оханске; в Мерзляках обучали заключенных) и вспомогательная (коррекционная), где обучалось более 100 человек.

В 1974-ом (всего за два года) построили Острожскую школу.

Одновременно вели строительство Дубровской средней школы, но здесь было тяжелей со строителями, т.к. строили ее ПМК-2 и еще заключенные из Мерзляков, часто были проблемы со стройматериалами и т.д. Помню, контролировать ход строительства нам было трудней, т.к. женщин туда не пускали и мы с секретарем РККПСС А.Р.Гилевой ездили туда только с охраной. В 1978г. была построена Беляевская средняя школа.

Работать было трудно, но я с теплотой вспоминаю свой небольшой, но очень сплоченный, творческий коллектив: инспектора Соколову А.И., Бояршинову А.Н., Сопегину Р.А., зав.метод.кабинетами Кузнецова П.Ф., бухгалтера Мамонтову Т.И., Винокурову В.А. и др.

У нас не было машины, мы ездили по школам на перекладных или с кем-то из райкома или райисполкома. Но мы постоянно были в школах, контролировали работу школ и помогали им в решении всех проблем.

Я с большим удовольствием вспоминаю прекрасных, чутких, отзывчивых председателей колхозов, таких как Ширинкин А.Г., Палкин Б.В., Арокин А.Н., Пирожков Н.В., Нефедов Н.А., Усталов В.И., Мамаев В.Г., секретарей парткомов Ширинкина Н.Г., Чазова Н.Н., Пономарева В.Н., Долгих Л.Н., Лушникова М.А. Вспоминаю председателей с/советов Пирожкова И.А., Гладкова М.А., Шилову И.М., Бояршинова А.Г.

А как не вспомнить моих добрых, но требовательных, преданных своему делу директоров школ – Устинова Ю.С. (Дуброво), Василенко Г.А. (Острожка), Голдобина Б.А. (Острожка), Круподерова Л.М. (Беляевка), Федотова П.П. (Казанка), Колчанову В.И. (Оханск), Каменских Г.Т. (Таборы) и др. Это они боролись за каждого ученика, шли по домам к родителям, шефам, вели большую пропагандистскую работу.

Несколько слов хочется сказать о детских садах, их было в районе 13, и почти все с печным отоплением. Я помню, как работники д/садов города сами по колени в воде ловили дрова на Каме, возили их и разделывали. Все ледяные скульптуры около новогодней елки делали воспитатели д/садов, да и саму елку у ДК украшали ледяными и бумажными игрушками тоже учащиеся школ и работники д/садов.

Нельзя не вспомнить и отношение главных властей района к школам. Я с теплотой вспоминаю секретарей РККПСС Гилёву А.Р., Никипелова Ю.В., Силину В.А., председателей райисполкома Лисовенко В.В., Онучина В.А., зам.председателя райисполкома Сопегина А.А. Все они часто бывали в школах и помогали нам. Вопросы работы школ постоянно рассматривались на бюро РККПСС, заседаниях исполкома, райсовета.

Ну, а у меня в те годы кроме моей работы была масса нагрузок. Я все те годы была депутатом райсовета, секретарем парторганизации райисполкома, пропагандистом (вела кружок в колхозе «Новая деревня»), была председателем комиссии по делам несовершеннолетних да еще отвечала за окуловскую ферму, где каждую неделю надо было бывать на экране животновод.

Вот и думаю сейчас, как у меня на все это хватало времени, не знаю.

Анастасия Егоровна. Коскова,

11 декабря 2011г.

Вяткина

Зинаида Николаевна

vyatkina

Родилась 22 июля 1934 года.

В Оханск меня привезли в 1936 году. Воспитывалась в семье бабушкиной сестры, которая с мужем стали для меня мамой и папой.

В 1942 году пошла в первый класс начальной школы (ныне детский сад № 4). 5,6, 7 классы – в семилетней школе.

В 1952 году незадолго до окончания средней школы пришли представители районо г.Оханска и предложили нам поработать в школе по тому предмету, который был для нас наиболее успешным. Так я 11 лет посвятила преподаванию немецкого языка в Шалашинской школе.

С 1964 по 1969 годы работала воспитателем в детском саду города. Оханска.

С 1969 года устроилась  учителем немецкого языка в восьмилетнюю школу. В 1974 году окончила Пермский государственный институт филологический факультет.

В 1981 году была назначена заведующей  отделом образования Оханского района. В 1982 году попросила освободить меня  от занимаемой должности. Меня назначили завучем Оханской средней школы.  Потом преподавала немецкий язык. Работала в школе до выхода на пенсию в 2003 году.

Имею звание «Отличник народного образования» и медаль «Ветеран труда».

Зинаида Николаевна Вяткина,

Вахрушева

Валентина Александровна

vaxruseva

Вахрушева Валентина Александровна родилась 30 июня 1951 года в Свердловской области (город Камышлов).

В 1973 году, окончив Пермский государственный университет, приехала работать в среднюю школу г.Оханска.

С апреля 1982 года по июнь 1986 года работала заведующей районным отделом образования Оханского района. В эти годы в районе было четыре средних школы:  Оханская, Острожская, Дубровская и Беляевская, где  созданы производственные бригады. Среди основных положительных моментов хочу отметить, что в городской школе Н.С.Тюнев преподавал «Основы вождения и техническое устройство автомобиля». В селе  Пономари на базе начальной открыли восьмилетнюю школу. Это произошло благодаря ходатайству председателя колхоза «Хлебороб» А.А.Шардакова. Ежегодно 19 мая проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В школах района преподавалась начально-военная подготовка, а в селе Казанка в летний период работал военно–спортивный лагерь. Был решен вопрос о включении в план строительства средней школы в городе Оханске на 1100 мест.

С 1986 года и по настоящее время работаю в ГКОУ ПК «Детский дом» г. Оханска.

Валентина Александровна Вахрушева

Кондрашков

Петр Михайлович

Kondraskov

Кондрашков Петр Михайлович, заведующий Оханским райОНО с 1986 по 1993г.

Образование высшее — Молотовский учительский институт, (география, биология, химия в неполной средней школе), Пермский государственный университет (биология, химия). Отличник народного образования,

учитель–методист. Педагогический стаж в 1986 году – 36 лет.

С начала моей работы в районном отделе образования был работоспособный и устойчивый коллектив, некоторые из педагогов продолжают работу и в настоящее время (Макарова Е.П., Сереброва Л.Б.). Педагогические кадры в школах были профессионально подготовлены, но всё время ощущалась нехватка кадров. Наши заявки на молодых специалистов из вузов и педучилищ удовлетворялись не полностью, и, кроме того, трудности с жильем в городе и на селе сказывались очень сильно.

С учителями и воспитателями детских садов велась постоянная, целенаправленная круглогодичная методическая работа на районном, областном уровне. В результате, в течение моей работы в районе не было уволено ни одного педагога по профессиональной непригодности. Ежегодно подавали длинный список педагогов для поощрения и представления к званию, и, как правило, областной отдел образования нас поддерживал. Эту работу в основном выполнял методкабинет райОНО, которым заведовала Бояршинова А.Н.

Мы старались вести работу с педагогическими коллективами и отдельными педагогами на местах — в школах и детских садах. Часто проводили семинары, открытые уроки и другие виды взаимной учёбы в разных школах, обмениваясь и изучая опыт передовиков.

Проведению этой работы сильно мешало отсутствие собственного транспорта. Это буквально сковывало работу райОНО с сельскими школами. Старались найти попутный транспорт, выпросить в других организациях, ездили на рейсовых автобусах, что было крайне неудобно из-за временной разницы.

Несколько слов о руководстве свыше. Моему знакомству с педколлективами села очень помогли райком партии и райисполком. В.А.Силина и Н.В.Бояршинов представили меня во всех педколлективах средних и восьмилетних школ и позже продолжили помогать в подборе руководящих кадров школ, интересовались самыми разными сторонами моей работы, помогали транспортом. Постоянной опорой и советчиком во всей моей работе был коллектив райОНО: инспектора, методисты, бухгалтера.

Начало моей деятельности совпало с периодом, когда в районе шло, без преувеличения, грандиозное строительство школ и детсадов. Строились средние школы в городе, Андреевке, Казанке, заложена школа в Пономарях, детские сады. Где было возможно, приспосабливали другие здания под школы (Половинка), детсады (д/с №4).

Новые типовые здания вводились в строй ежегодно. Школы оснащались стандартной мебелью, полным комплектом учебно-наглядных пособий, облОНО выделяло дополнительные средства, чтобы эти школы получили все необходимое: оборудование, штаты, кадры, спортинвентарь.

Приходилось решать подчас неожиданные задачи. Дважды переделывали плоскую крышу над детсадом «Петушок». Она явно была не для нашего климата. И только когда сделали шатровую, проблема была решена. Но она тут же появилась в другом месте – на новой средней школе в городе. И тут разрешилось тоже все переделкой. Стоит признаться – строили много, строили плохо. Вот такая была перестройка. И тут пришла другая перестройка – строить прекратили. Стали переделывать средние школы в восьмилетние, закрывать начальные, создавать гибриды (школа-детский сад), хотя весь опыт прошлых лет говорит о другом.

Важнейшим вопросом работы райОНО был всеобуч, который был частым ситом: с его помощью достигалась конечная задача – всеобщее неполное среднее и среднее образование. Делалось для этого очень много, в этой работе участвовали школы, сельские советы, комиссия по делам несовершеннолетних, райОНО. Работа была индивидуальной, перед облОНО райОНО отчитывалось за каждого ученика. Прибытие и выбытие учащихся сверялось дважды в год – весной и осенью, а учет в школах круглогодично. Надо было убытие и прибытие в школу подтвердить справками. Результат незамедлительно сказался – общий уровень обучения рос от года в год, вся эта скрупулезная работа стала системной, непреложной деятельностью органов образования. Она была тесно связана с системой профобразования и вместе с ней выполняла общую задачу повышения образования, профессионального обучения подрастающего поколения.

Этой же цели служило и глубокое трудовое обучение в средней школе. Обучение профессиям села делало школу более привлекательной для сельской молодежи и способствовало укреплению кадров на селе.

Необходимо сказать несколько слов о финансировании образования. Учительская зарплата на селе была по тем временам приемлемая, выплачивалась в точно назначенный срок.

С наступлением девяностых годов двадцатого века все переменилось, и последние годы работы на должности заведующего райОНО я вспоминаю с болью, недоумением и тяжким сожалением. Как можно было так быстро и глубоко разрушить сложившуюся десятилетиями систему самого передового в мире образования? И вот те, кто строил первые, то есть главные, ступени образования, месяцами не получают зарплату, теряют все льготы и преимущества, становятся заложниками чиновников, о которых мы и представления не имели.

Говорить что-либо о финансировании строительства, ремонта учреждений образования и говорить, и думать было бессмысленно. Так и не выросла выше фундамента Пономаревская школа, не построены в городе два детсада, для которых уже подбирались строительные площадки.

Немного о шефской работе. Было, на мой взгляд, два шефства. Каждая школа и детский сад имели закрепленного шефа. Одни шефы – совхоз «Прикамский» (Апанасюк С.Г.), колхоз «Правда» (Волков В.И.), по мере сил и времени всегда стремились помогать своим подшефным. Другие шефы считали шефство обузой, и им приходилось напоминать об этой «отеческой» обязанности. А шефство ощутимо помогало школам переживать трудности в работе.

Я отошел от дел народного образования в 1995 году.

Петр Михайлович Кондрашков,

2011 год

Малютина

Людмила Михайловна

Malutina

С сентября 1993г. и по январь 2001 г. я работала в Оханском районном отделе образования, переименованном впоследствии в управление. Это были нелегкие годы для страны. Казалось, все рушится. В тяжелом состоянии находилась и система образования. Невыплаты заработной платы, отсутствие денег на погашение долгов за коммунальные услуги, закрытие малокомплектных школ, отмена льгот на книгоиздательскую продукцию – все это вносило такую сумятицу в жизнь, что казалось, вот-вот и лучшая система образования в мире прекратит свое существование. Свою лепту в эту «неразбериху» внес и закон «Об образовании», в котором не было и намека на воспитательную функцию школы. Только через несколько лет эта ошибка была устранена, и обучение и воспитание, как две неразрывно связанные стороны процесса, стали неделимым целым.

Все было: волнения, забастовки, митинги. Но даже в этих условиях школы и детские сады не прекращали работу. Недовольных педагогов можно и нужно было понять. Надо отдать им должное, они понимали, что ученики не должны страдать, и учебный процесс в это тяжелое время протекал в обычном режиме. Борьба за свои права со стороны учителей и воспитателей велась с упорством, настойчиво, но корректно. Приходилось искать и находить компромиссные решения. Работать в таких условиях было очень трудно.

Как человеку, приехавшему на Урал на постоянное место жительства, мне было первое время не по себе, когда я видела школы и детские сады в приспособленных зданиях, очень старых, неуютных, неухоженных. Становилось грустно: образовательные учреждения в союзных республиках, например в Казахстане, располагались все в типовых зданиях, имели хорошую материальную базу, утопали в роскоши. Непрерывная система повышения квалификации педагогических кадров и пропаганда педагогических знаний среди родителей, в форме родительских университетов, также заслуживали одобрения и распространения.

Понимала, что без команды единомышленников в лице специалистов управления образования и руководителей образовательных учреждений, проблемы не решить. Поэтому был создан Совет руководителей, который ежемесячно собирался в управлении или в образовательном учреждении для решения насущных проблем. Параллельно работал методический Совет, где рассматривались вопросы повышения квалификации педагогических кадров, результаты внедрения новых технологий в процесс обучения, рейтинги качества знаний учащихся, уровня воспитанности детей. Для того чтобы целенаправленно решать вопросы, связанные с укреплением материальной базы и капитальными ремонтами, в штат РУО была введена соответствующая ставка специалиста.

К счастью, прошло и то суровое время, именуемое сегодня «лихими девяностыми». Постепенно все возвращалось на круги своя. Радовало то, что решению проблем образования был дан зеленый свет, и реформа системы обнадеживала. Необходимо было сосредотачивать усилия на новых процессах: аттестация, лицензирование, аккредитация, внедрение различных форм обучения, экспериментальные площадки, инновации и т.д.

И мы, как мне кажется, успешно справились с новыми задачами. Все учреждения образования были вовремя аккредитованы и получили лицензии, успешно прошли аттестации учреждения и педагогические кадры, появились экспериментальные площадки в Оханске, Дуброво, Острожке. О наших экспериментах узнали в крае, и решено было провести творческий отчет на базе учреждений нашего района, который, кстати сказать, получил высокую оценку.

Приятно было работать с такими творческими людьми, как Вяткина Е.П., Макарова Е.П., Цепенникова Н.К., Сереброва Л.Б., Власова Т.И., Чазова Г.П., Бояршинова А.Н., Калугин Л.А., Борисенко Л.В., Красноперова Т.П., Мингалева Н.В., Шерстобитова Г.Ю. и многими другими специалистами управления образования и руководителями образовательных учреждений. Благодаря их энтузиазму, умелому руководству педагогическими коллективами реформирование системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений в нашем районе прошли с наименьшими затратами и не так болезненно, как в других районах области.

Работники системы образования выдержали нелегкий экзамен и продолжают славные традиции на педагогическом поприще. И за это им огромное спасибо!

Людмила Михайловна Малютина

Вяткина

Елена Петровна

Vatkina

Вяткина Елена Петровна родилась 28 мая 1955 года в г.Оханске Пермской области в семье рабочего.

Окончив 8 классов Оханской средней школы, поступила в Осинское педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов».

В 1974 году по направлению пришла работать в Оханскую среднюю школу учителем начальных классов. С 1975 по 1980 год одновременно заочно обучалась в Пермской государственном педагогическом институте на филологическом факультете.

С 1976 начала работать учителем русского языка и литературы.

С 1977 по 1982 работала организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми.

С 1983 по 1986 работала заместителем директора по учебной работе.

1987 – методист по предметам гуманитарного цикла районного методического кабинета.

С 1988 по 1993 год – учитель русского языка в Оханской средней школе.

С 1993-2001 год – инспектор по школам Оханского района.

С января 2001 по 15 декабря 2005 – работала начальником управления образования Оханского района. Эти пять лет были очень насыщенными, так как шла реформа системы образования. Образовательные учреждения района стали самостоятельными юридическими лицами. Работали в режиме острой нехватки денежных средств, приходилось экономить каждую копейку.

Проведена большая работа по созданию межшкольного методического центра, которому были переданы функции районного методического кабинета.

Состоялся первый районный День учителя. Был организован и проведен первый туристический слет педагогических коллективов. Эти мероприятия давно традиционны и любимы педагогами.

Елена Петровна Вяткина

 Макарова

Екатерина Петровна

Makarova

Макарова Екатерина Петровна родилась 22 августа 1957 года, окончила 10 классов Дубровской средней школы. В этой же школе, после получения среднего образования, 1974-75  учебный год работала старшей пионерской вожатой. В 1979 году после окончания физического факультета Пермского государственного педагогического института была направлена учителем физики в Казанскую восьмилетнюю школу. В школе вела физику и математику, была завучем по учебно-воспитательной работе и старшей пионерской вожатой.

С августа 1983 года переведена в Оханский районный отдел народного образования инспектором по трудовому обучению.

С 01.11.1995 года отдел переименован в управление образования администрации Оханского района. За время работы в управлении образования была инспектором по воспитательной работе, инспектором по учебной работе, заместителем начальника управления, награждена грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», благодарственными письмами и грамотами Министерства образования Пермского края и администрации Оханского муниципального района.

С 1 февраля 2006 года назначена на должность начальника управления образования.

В это время был запущен приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), одним из наиболее важных направлений этого проекта был  комплексный проект модернизации образования (КПМО).

Эти проекты стали  катализатором развития образования и были направлены на создание условий, обеспечение повышения уровня оплаты труда, улучшение материально-технической базы и обеспечение современного развития отрасли в целом.

Участвуя в конкурсе ПНПО «Лучшие школы», работающие в инновационном режиме, стали лидерами в образовании: Дубровская СОШ (директор школы Галина Петровна Чазова), Пономаревская ООШ (директор школы Сергей Алексеевич Попов),  Андреевская СОШ (директор школы Тамара Ивановна Пирожкова),  Беляевская СОШ (директор школы Ольга Александровна Меркушева),  МДОУ №2 г.Оханска (заведующая Нина Валерьевна Мингалева).

За счет участия в проекте лучшие школы получили более 3 миллионов рублей на создание современной материальной базы  (2006-2008гг).

Для эффективного функционирования сети образовательных учреждений района в рамках реализации программы   «Муниципальная сетевая модель профильного обучения» район получил два предметных кабинета (химия, физика), семь интерактивных досок, компьютеры, оборудование для кабинетов технологии, семь школ получили новые автобусы (Дубровская, Андреевская, Таборская, Острожская, Пономаревская, Беляевская и МСКУ- 8 вида).

Базовые школы района (СОШ №1 г.Оханска, Острожская СОШ)  пополнились кабинетами географии и биологии, микролабораториями по химии и биологии, лабораторным комплектом по физике, комплектом карт по географии и истории, тремя мобильными компьютерными классами-комплектами, ЦОРами (цифровые образовательные ресурсы), интерактивным комплектом, мобильным компьютерным классом, оборудованием для пищеблоков и медицинских кабинетов, комплектами  школьной мебели.

Реализуя основные направления КПМО в  районе, как и в регионе, с 01.01.2007 года внедряется принцип нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных школ, суть которого – переход от финансирования затрат общеобразовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, т. е. переход финансирования по нормативу на одного ученика в год.  Основным критерием эффективности расходования бюджетных средств, в данном случае, является количество учащихся на одного педагога и на одного не педагогического работника.

С сентября 2008 года  в Пермском крае стартовал эксперимент по введению в школах отраслевой системы оплаты труда (НСОТ). В эксперименте участвовали 6 районов, в том числе и наш (в целом по краю НСОТ введен с 01.01.2010 года).  Основной целью введения НСОТ являлось повышение качества образовательных услуг через стимулирование лучших педагогов. Заработная плата напрямую зависела от результативности труда, так как   состояла из двух частей: базовая и стимулирующая.  Уже в 2009 году заработная плата учителей выросла в среднем на 35%, а у наиболее квалифицированных  педагогов – в два раза и выше.

В целях создания комфортных и безопасных условий обучения, выполнения лицензионных требований с 2006 года стартовал региональный проект «Новая школа», за счет которого был проведен капитальный ремонт во всех образовательных учреждениях.

Параллельно велась работа по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений: во всех образовательных учреждениях установлены кнопки тревожной сигнализации и автоматическая пожарная сигнализация (АПС);  в двух школах города установлено видеонаблюдение.

За высокие результаты труда в период с 2006-2010 годы получили государственную поддержку в размере 100 тыс. руб. девять лучших учителей, победителей конкурса ПНПО (Колпакова Нина Федоровна, Щелчкова Людмила Алексеевна, Баяндина Зоя Владимировна, Хорошева Тамара Эдуардовна, Бурдина Татьяна Ананьевна, Казакова Татьяна Петровна, Петрова Елена Юрьевна, Шабуров Михаил Михайлович, Казакова Ангелина Александровна) и 2 педагога (Кадочникова Зоя Валентиновна, Трушников Михаил Прокопьевич) – получили региональную поддержку в размере 10 тыс.руб.

В целях повышения качества образования путем внедрения технологий развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий были созданы инновационные площадки на муниципальном уровне: «Абсентеизм»,  «Введение профильного обучения в школе 3-й ступени», «Использование информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности учащихся», «Апробация дистанционных методов получения профильного и базового образования школьниками на 3-ей ступени обучения» (Телешкола для учащихся 10-11-ых классов), инновационные площадки по духовно-нравственному воспитанию  на базе Таборской СОШ  и Центра детского творчества (ЦДТ).

За период с 2006 – 2010 годы изменилась и форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.

С 2009 года выпускники 9-х классов  обязательные предметы  сдавали по федеральным контрольно – измерительным материалам, а затем и предметы по выбору. Единый государственный экзамен                                                                  (ЕГЭ) в 11-х классах стал обязательным.

В целях повышения качества обучения в районе была создана система поиска и отбора талантливых детей,  сформирован банк достижений одаренных учащихся. Стало доброй традицией наиболее талантливых и одаренных детей поощрять стипендией главы Оханского муниципального района. Ежегодно стипендию получали 10 лучших учащихся с 5-го по 11-й класс и 10 студентов      (стипендия выросла у учащихся со 150 рублей до 400 рублей, у студентов с 300 рублей до 800 рублей).

Кроме того, с 2006 года лучшие учащиеся стали принимали участие в районном конкурсе «Человек года. Событие года» в номинации «Талантливая молодежь».

В дошкольных образовательных учреждениях также использовались инновационные технологии и развивающие программы: «Детство», «Путь к здоровью», МДОУ «Детский сад № 2» являлось районной опорной площадкой по развитию познавательно-речевой компетентности.      Результаты деятельности дошкольных учреждений оценивали по мониторингу обследования готовности детей  к школе.                         Высокие результаты готовности к школе показывали дети городских детских садов №2 (заведующая д/с Мингалева Нина Валерьевна), №4 (завед. д/с Пирожкова Елена Егоровна), №5 (завед. д/с Шерстобитова  Галина Юрьевна), Таборского (завед. д/с Вотинова Фаина Михайловна) и Острожского (завед. д/с Ануфриева Елена Александровна) детских садов.

В 2010 году с системой образования района  объединились культура (восемь досуговых центров и десять библиотек), спорт,   молодежная политика, школа искусств и детская музыкальная школа.  Необходимость объединения образования, культуры, спорта и молодежной политики назрела давно потому, что все перечисленные структуры в равной степени заинтересованы в воспитании грамотного, культурного, здорового,  законопослушного, умеющего успешно адаптироваться в обществе гражданина.

Екатерина Петровна Макарова

Нечаева

Анна Геннадьевна

 ne4aeva

Родилась 24 марта 1970 года в п. Комсомолец Кустанайской области, республика Казахстан.

В 1987 году окончила с серебряной медалью Дубровскую среднюю школу.

В 1992 г. окончила Пермский государственный педагогический институт по специальности «Учитель физики и информатики»

С 1992 по 200 гг. работала учителем физики и математики и завучем в Бахаревской неполной средней школе Пермского района и учителем физики МОУ СОШ № 1 г.Оханска.

2001-2004 гг. — учитель физики-информатики в Открытой (сменной) школе г.Оханска, по совместительству в эти же годы работала педагогом дополнительного образования (компьютерные кружки) и методистом научно-технического направления в МОДОД «Центр детского творчества».

2005 г. —  назначена директором «Межшкольного методического центра информационных технологий».

2005-2008 гг. Организовала реализацию федерального проекта «Информатизация системы образования» на территории Оханского района. В рамках проекта обучено 100 процентов педагогических работников в области информационных технологий, созданы сайты школ, отдела образования.

В 2006-2013 г. выполняла обязанности руководителя муниципальной методической службы.

2008 г – присвоена высшая квалификационная категория в должности «руководитель».

В 2010 г. стала победителем VIII межтерриториального конкурса социальных инициатив в номинации «Свободная тема» за проект Виртуальная доска почета «Мастера системы образования».

В 2010 году награждена Почетной грамотой главы Оханского муниципального района «За внедрение процессов информатизации в систему образования Оханского района» и Благодарственным письмом от Земского собрания Оханского муниципального района.

С 20.02.2013 года работает в должности заместителя начальника Управления муниципальными учреждениями, начальник отдела образования.

 

Оставить комментарий